FASCINOLOGY персональный сайт Владимира Соковнина
|
Помощь начинающему фасцинологу
мои сайты: блог в ЖЖ Все эти книги можно скачать бесплатно: http://www.koob.ru/sokovnin/ |
Всем всё о фасцинации и общении >>> здесь Черный пиар. Черная психика. Шизофренизация электората (из книги "ФАСЦИНОЛОГИЯ") Одной из актуальнейших проблем политического коммуникативного взаимодействия в современном обществе является, на мой взгляд, политическая реклама и политическая PR-деятельность, особенно в процессах демократических выборов в парламенты и на высокие государственные должности. История подобной драматургии уходит в глубь веков. Известны своим разрушительным влиянием так называемые “прелестные письма” вожаков народных бунтов всех времен и народов, представлявшие собой набор ярко фасцинативных призывов с посулами богатства и свободы. Популизм был всегда главным оружием завоевания симпатии толпы для жаждущих попасть во власть. Широко известен исторический факт технологии расправы над православной церковью, которую сконструировал великолепный “черный пиарщик” В. Ленин. Он срежиссировал и запустил в общество по всем существовавшим тогда каналам слух о том, что в то время как народ голодает и умирает, попы набивают церкви золотом и жиреют. Дождавшись народного негодования, затем приступили к разгрому церкви, экспроприации церковного имущества, главным образом, конечно же, золота и драгоценностей, разрушению церковных храмов, арестам и расстрелам священнослужителей. Я уже показал выше, что возможна дезинформация, осуществляемая методом шоковой фасцинации. Так, метод “психологического шока” удачно применяли еще в Первую мировую войну. Пресса буквально “бомбила” массовое сознание статьями о жестокости солдат кайзера. Изуверские картины должны были вызвать ненависть ко всем немцам. Вот несколько примеров, почерпнутых из статьи Р. Зульцмана “Пропаганда как оружие в войне”. Всю мировую прессу обошла ложь об отрубленных солдатами детских руках. Для католиков была придумана легенда о распятии католических священников: их якобы подвешивали к колоколам. Самой “гнусной и одновременно самой действенной ложью” стало сообщение о том, что немцы перерабатывают трупы солдат, своих и чужих, на стеарин и на корм для свиней. Общественность негодовала. Для Китая это сообщение стало формальным поводом для вступления в войну на стороне Антанты. Заметка о том, как кайзер добывает жир из трупов солдат, раздула пламя ненависти среди американских граждан и среди народов других цивилизованных стран. Совершенно нормальные люди, узнав об этом, сжали кулаки и бросились к ближайшим бюро по вербовке в армию. Вот другой исторический пример манипуляции общественным мнением, который привел Томас Карлейль: “В мае 1750 года полиция, проводя очередную чистку, решила заодно забрать и детей некоторых уважаемых лиц, надеясь получить за них выкуп. На площади стали собираться возбужденные толпы народа, слышались дикие крики обезумевших матерей. Многие тогда поверили отвратительной и нелепой басне, будто доктора прописали одной важной особе принимать ванны из детской крови, чтобы восстановить собственную, испорченную развратом” (см.: Карлейль Т. Французская революция. История. М.: Мысль, 1991). Робер Эскарпи в романе “Литератрон” придумал для своего героя-плута “литератрон” – красивую и звучную пустышку, с которой тот оболванивал избирателей. После краха литератрона, плут начал придумывать новую игрушку – позиохлотрон. Плут Робера Эскарпи знает, что он плут и находит себе оправдание: такие, как мы, нужны, чтобы людям не было… скучно (Эскарпи Р. Литератрон. М.: Молодая гвардия, 1966). Позиохлотрон – замечательно! М. Г. Ярошевский применил сходный термин, описывая особенности зомбирования на российском телевидении, – “охлотелесуггестия” (см.: Ярошевский М. Г. Охлотелесуггестия. // Вопросы психологии. 1994. № 3). К.Лоренц, опираясь на М. Эриксона, предполагал существование особого человеческого типа, которого можно назвать “охлотроп”, настолько он суггестивен (Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества. М.: Республика, 1998). А охлопиар по зомбированию пенсионеров в России в ходе избирательных кампаний всех уровней стал уже давно азбучной технологией. В одном руководстве по практике PR в политике и предвыборных кампаниях, которое я вначале принял за сатиру, но при чтении выяснилось, что это труд вполне серьезный и с серьезными намерениями, черным по белому напечатано под заголовком “Нагнетание ужаса” вот такое: “Есть такой прием – японская слежка. Это когда на перекрестке рядом с вами тормозит автомобиль, а в нем сидят три рослых парня в черных очках и внимательно на вас смотрят. А если вы еще вечером обнаружите за coбoй хвост, а у подъезда странную машину, а еще и окажется, что в замке кто-то покопался, то тремор будет полный. В этой ситуации и при частых жалобах руководители кампании, отвечающие за своих людей, предпринимают дополнительные меры безопасности. Живут в куче, тратят бабки на сопровождение и охрану и думают только о безопасности, ходят тройками и проч. А всего-то надо закрепить за их штабными пару десятков студентов-ходунков да пару-тройку машин, пусть три дня потреплют нервы, а им шухер будет на месяц. Другой политтехнолог из Екатеринбурга (так он себя представил), пожелавший остаться анонимным и очевидно из-за анонимности разоткровенничавшийся, написал мне по поводу моих критических выступлений в прессе письмо каллиграфическим почерком на шести листах формата А4 в клеточку (возможно у него не было своего ПК). Наряду с выпадами в мой адрес, он выразил и такие максимы (см. фото), которые я и привожу здесь только для того, чтобы показать, насколько засасывает экстремальная фасцинация в политконсалтинге, насколько близки эти “профессионалы black-пиара” к “нагнетанию ужаса” и более опасным проделкам с общественным сознанием. Точно так же, как глупость не есть отсутствие ума, а только такой ум, погружение в “black-pr” не есть отсутствие нравственности, это такая соединенная с психопатическим воображением и анонимностью нравственность (“черный” пиар всегда анонимен, неанонимный, открытый пиар – это критика). Б. Малиновский, анализировавший досконально процессы магии у примитивных племен, пришел к выводу, что “на всякую магию существует своя противомагия. Если, как мы показали, магия рождается из сочетания упорного желания человека со своенравной прихотью случая, то каждое желание, положительное или отрицательное – каждое “хочу” и каждое “не хочу” – должно иметь свою магию. Во всех своих социальных и вселенских амбициях, во всех своих стремлениях добиться счастья и завоевать благосклонность судьбы человек действует в атмосфере противодействия, соперничества, зависти и недоброжелательства. Ибо удача, собственность и даже здоровье - вещи соизмеримые и сопоставимые, и если ваш сосед имеет больше скота, больше жен, больше здоровья и больше власти, чем вы, то вы чувствуете себя превзойденным и униженным. И такова уж натура человека, что он испытывает от чужих неудач столь же острое удовлетворение, как и от своих успехов. Этой социологической игре желания и “противожелания”, амбиций и враждебности, успеха и зависти соответствует игра магии и “контрмагии”, или же магии белой и магии черной” (Малиновский Б. Магия, наука и религия. М. 1998). Черную пиар-магию можно рассматривать как снежный ком, несущийся под гору в политической борьбе амбиций, маний и престижа. Любой черный ход специалиста по black-пиару с неизбежностью рождает ответный ход такого же наполнения. Увы, таковы особенности страстной и во многом экстремальной политической борьбы. Итогом черных технологий становится то, что многие социальные психологи называют массовой шизофренизацией электората. Кажется, наступила пора говорить уже и о массовой шизофренизации общественного сознания в целом. Разум слаб, чтобы противостоять массовой фасцинации и субфасцинации. И это становится одной из острейших проблем общества, социальной психологии и политологии. Связь с автором: vmmss@mail.ru См. также:
|
Copyright © 2002-2014 В.Соковнин. Последнее изменение: 23 февраля 2014 |