Фасцинация: тайны очаровывания и устрашения
Наука о явлениях и проблемах фасцинации создана мной в 2002 году. Я назвал ее фасцинология (от латин. fascino – зачаровывать, околдовывать). В кратком определении фасцинология – это наука о фасцинации, о чарующей и устрашающей сигнализации и коммуникации всего живого – от вируса, живой клетки, растения до приматов и человека.
Феномен фасцинации открыл в 1959 году Ю. В. Кнорозов. К сожалению, развернутого изложения основ теории фасцинации он не оставил и внимание к фасцинации постепенно затухло до такой степени, что даже профессиональные психологи с 20–летним стажем, закончившие МГУ, по их собственному признанию, не слышали термина «фасцинация». Вместе с тем, фасцинация столь же фундаментальна, как и информация, и эффективная коммуникация без ее участия невозможна.
До последнего времени феномен фасцинации, очаровывания и устрашения, ускользал от внимания ученых, несмотря на то, что он вот, рядом – каждодневно все люди с ним сталкиваются, в нем живут, от него зависят. Одно только прихорашивание у зеркала, у некоторых длящееся часами, чтобы «впечатление произвесть», чего стоит!
Но что такое фасцинация? С момента создания в 1948 году американскими учеными К. Шенноном и Н. Винером теории информации и кибернетики принято считать, что все влияния живых существ друг на друга, в том числе и человека, осуществляются исключительно посредством информационных сигналов. Маяк в ночи сигналит кораблям о близком береге и опасности, азбукой Морзе передают сообщения, письмо передает тексты, газета нужна для информирования о событиях дня, и т. д. А куда отнести музыку? Или волшебный фейерверк в ночном небе? А чудный голос Паваротти? А цыганские песни, о которых еще Лев Толстой тонко подметил, что совершенно неважно, о чем поется в песне, чарует мелодия. Значит влияние возможно и без информации, причем влияние мощное, волнующее, завораживающее, даже оглушающее и шокирующее. Вот такое влияние и есть фасцинация.
Самый близкий всем и самый доказательный пример существования фасцинации - живая человеческая речь. Ее можно разделить условно на две половинки. Одна – это сообщение о чем–либо. Оно может передаваться монотонным, сухим голосом и все же достигать цели – восприятия. Правда, при таком общении клонит ко сну и разрастается скука. Вторая – тембровая, мелодичная интонация, из которой и возникло пение и музыка. Интонационный строй речи может быть столь удивительно завораживающим, что с незапамятных времен людей с хорошо поставленными, интонационно богатыми голосами отбирали для публичных выступлений, они становились декламаторами, глашатаями, певцами. А влияние тембра и тональности может быть просто фантастическим и совершенно не связанным с информацией. Так, давно подмечено, что у некоторых особо чувствительных к восприятию интонации женщин во время исполнения тенорных партий знаменитыми певцами, такими как Лемешев, Козловский, Паваротти наступает оргазм. А в концертных залах есть места, которые находятся в точках особо точного звучания и резонанса, их-то и скупают, переплачивая перекупщикам во много раз, такие чувствительные дамы.
Пение и музыка стопроцентно фасцинативны. Они наслаждают. Не потому ли лучшие артисты-исполнители стоят дорого?
А массовые зрелища? Известно, что древние римляне жаждали хлеба и зрелищ. Колизей был местом страстей. Как и древнегреческий театр. Но не будь фасцинации, заложенной в человеческой психике как первичная коммуникативная потребность, не было бы ни театра, ни Колизея, ни вообще всех без исключения искусств, выросших из фасцинации ритмов (замечательный пример африканские тамтамы), интонационных переливов, горестного плача, возбуждающих групповых плясок. Праздник, карнавал, выступления мимов и клоунов, общественные ритуалы – все это с глубокой древности и до наших дней суть формы массовой фасцинации. К ним добавились массовые концерты поп–музыки и поп–певцов, сводящих с ума молодое поколение. Фасцинация не только будоражит и возносит, она устраняет скуку, пробуждает радость, вызывает высокий эмоциональный тонус и волю к жизни.
Значит человеческая коммуникация и человеческое общение состоит не только из передачи информации, но и из воздействия фасцинации. Точнее сказать, информация и фасцинации – две стороны коммуникации, родные сестры любого процесса общения. Эти сестры всегда в дружбе и взаимопомощи, но могут иногда выступать и сами по себе, когда это наиболее эффективно: азбукой Морзе передается сухой информационный текст, музыкальному исполнению сонат Бетховена или пению Хворостовского информация совершенно не нужна, если бы таковое и было возможно, то оно только мешало бы фасцинированию исполнения.
Мир фасцинации необозрим, фасцинация присутствует везде и всюду, где взаимодействуют друг с другом живые существа. Биофизики открыли, что уже вирус применяет чарующие сигналы, чтобы усыпить бдительность живой клетки, ослабить ее защиту, и, проникнув в нее, превратить в рабыню. Ну не донжуан? Известный ученый Ю. Лотман с полным основанием назвал теорию фасцинации имеющей фундаментальное значение.
Но почему фасцинация столь необходима в живой природе и столь широка в применении? Причины тому две.
Первая заключается в том, что фасцинация лучше, чем информация, воздействует на нервную систему в острых ситуациях выживания. А это ситуации каждодневные: питание (с голоду умрешь), контакт с себе подобными (вне родного сообщества животные часто умирают в течение нескольких дней), отношения полов и продолжение рода, избегание опасностей для жизни. Некогда переваривать и анализировать информацию, надо мгновенно и наилучшим образом действовать. Тут и помогает мобилизующая повелительность фасцинации. Как это происходит, показал Ф. Шаляпин. Однажды в артистическом кругу зашел разговор о силе искусства. Шаляпин тихонько вышел, а через некоторое время распахнул дверь и с ужасающими интонациями и искаженным в страхе лицом закричал «Пожар! Горим!» Началась паника. Шаляпин засмеялся: «Вот она сила искусства!» По сути Шаляпин дал урок воздействия устрашающей фасцинации. Но также и фасцинативного назначения искусства, призванного производить мощные эмоциональные воздействия, встряски, доводить психику до состояний экстаза, катарсиса. Без этого искусств не было бы вовсе.
К фасцинативным формам воздействия в сфере сексуальных отношений полов относится обольщение, соблазнение, стимулирование сексуального вожделения. Действие фасцинации здесь просто необоримо, оглушающе, часто с отключением разума. Лев Толстой прекрасно показал это действие на аскете отце Сергии, легко соблазненном пустой кокетливой девицей. Кстати сказать, язык кокетства – древнейший язык чистейшей сексуальной фасцинации, прекрасно знакомый всем женщинам и особо искусно исполняемый (вплоть до профессионального обучения!) путанами. И не только. Так, в СССР была создана одна из самых мощных в мире спецслужб, готовивших женщин-шпионов, владеющих неотразимыми приемами обольщения мужчин. Некоторые из них принесли с помощью своего сексуального фасцинирования неоценимую пользу государству.
Вторая эволюционная причина мощного действия фасцинации – древние, насчитывающие миллиарды лет в своем развитии, структуры мозга, связанные с фасцинацией как оптимальным способом стимулирования нужного в острых ситуациях поведения. Эти структуры настолько надежны, что даже у человека частенько действуют независимо от сознания или отключают сознание (так буквально лишаются разума от любви или игрового азарта). А пище–вкусовая фасцинация? А наркомания? Ведь процессы вожделения у сладкоежек или райского блаженства от «химии» у наркоманов тоже сцеплены фасцинацией, и не будь ее, наркомана не трясло бы от возбуждения при одном только виде шприца или красочной телепередачи об изъятии наркотиков службой наркоконтроля. Все вообще зависимости, какими бы они ни были, даже устойчивые привычки, вроде неизменной чашечки кофе утром после сна, зарождаются и укрепляются в животном и человеке на основе фасцинации – соблазна очарования и наслаждения. Именно эти механизмы удовольствия, наслаждения (или испуга и страха при устрашении), и сцеплены в древних эмоциональных структурах мозга (в лимбической системе) с сигналами фасцинации, и они действуют безотказно, избыточно, точно. Но в них же заключена и опасность превращения в зависимости. Это прекрасно иллюстрирует курение: блаженство от курения внедряется столь прочно в мозговые древние структуры, что отказаться от него почти невозможно.
Как действует фасцинативный сигнал, будь то соблазнительное тело, чудный голос, яркое оперение (хвост павлина!), кокетливый жест, юмор Жванецкого, призыв харизматического лидера, умопомрачительный запах вкуснятины, крик «Пожар!» или бутылка водки для алкоголика? Первое действие – сигнал воспринят и мгновенно узнан. Второе – он в сотые доли секунды производит возбуждение в соответствующем функциональном модуле мозга (или сразу в нескольких). Третье – создается своеобразный пик возбужденности – доминанта. Четвертое – тут же гасятся любые другие восприятия, перед ними закрываются ворота, они глушатся, часто настолько, что хоть из пушки стреляй, как это бывает у захваченного творческой фасцинацией художника или встретившего возлюбленную юноши. Как происходит это выстраивание фильтров, глушение, пока существуют только догадки. Наиболее вероятно, что мозг в момент восприятия фасцинативного сигнала и образования доминанты создает так называемый стохастический резонанс, образующий шум–фильтр, пропускающий воздействие фасцинации, но накрепко глушащий все остальные восприятия: животное или человек ничего не видит и не слышит, кроме сигнала фасцинации. Волна стохастического резонанса прокатывается по мозгу, охватывая его целиком. Охотники говорят, что глухарей во время тока, когда они поют, гарцуют и соревнуются перед самками, можно брать хоть голыми руками. У человека сознание под воздействием фасцинации сужается, восприятие обретает узкую направленность. Влюбленный видит только возлюбленную. Наркоман – только дозу. Пятое - происходит вброс гормонов и пептидов удовольствия, радостного возбуждения, эйфории, блаженства, формирующие комплексы-наслаждения (а в ситуациях опасности - вброс гормонов и пептидов страха, стрессовой мобилизации), подкрепляющий действие фасцинативнго сигнала и образуется прочная неразрывная сцепка сигнала с удовольствием или неудовольствием в центрах удовлетворения/наказания. Процесс формирования и действия фасцинации хорошо прослеживается на удовлетворении пищевой потребности (см. схему)
Сцепка образуется настолько желанная, что становится побудителем повторения акта, вожделения, жажды повторить еще и еще раз, - много-много раз! - причем закрепление фасцинирующего эффекта идет по нарастающей, часто достигая в буквальном смысле невозможности жить без ставшей источником блаженства фасцинации. Схематически это можно изобразить так (схема из книги В. Соковнин. Фасцинология, с. 88):
Исследование действия нейрофизиологических структур представляет быть может самое сложное в изучении процессов фасцинации, но современная техника слежения за деятельностью мозга (магнитно-резонансная и позитронная эмиссионная томография, и др.) открывают для этого широкие возможности и уже сделаны в этом направлении первые шаги. Это и будет прорывом в изучении и понимании секретов фасцинативного поведения животных и человека.
Надо отметить и колоссальное по силе воздействие фасцинации в процессах массового внушения и заражения, зомбирования, «промывки мозгов», магии и колдовства. Вне фасцинации все эти социально–психологические процессы не могли бы существовать и секунды.
Можно сказать, что фасцинация – это действие сигналов колдовской экспрессии, ошеломляюще-чарующей притягательности, обаяния и магнетизма, но также повелевающего доминирования и устрашения. Фасцинация пробивает все преграды на своем пути, всегда попадает в цель, всегда достигает результата. Такой ее создала эволюция.
Полвека понадобилось, чтобы человечество свыклось с пониманием глобального значения и назначения информации, приняло ее полифонию, а категория «информация» вошла в обыденный язык. Наступил черед фасцинации. Ежедневно люди на протяжении тысяч лет ошеломляли друг друга символами очарования, музыкой и пением, внушающими страх жестами и зычными угрожающими окриками, устраивали веселые праздники и карнавалы, и не знали, что вовсю используют фасцинацию. Можно без преувеличения сказать, что XXI век – это век аналогичного развития науки (наук) о фасцинации и срастания человечества с познанием этого удивительного феномена, актуальнейшего для жизни каждого человека. Интерес к фасцинологии уже растет: в разных городах России и СНГ приступили к написанию диссертационных работ по проблемам фасцинации философы, антропологи, этологи, языковеды, психологи. Лед тронулся.
Екатеринбург, 22 февраля 2008 г. (1 марта 2008 г. в статью внесены некоторые дополнения)
поделиться
АВТОРСКАЯ АКАДЕМИЯ ФАСЦИНОЛОГИИ Владимира СОКОВНИНА
продолжает разработки системы фасцинологии и отдельных направлений фасцинологических исследований. В общих чертах система фасцинологического знания может быть схематически представлена следующим образом:
В соответствии с этой схемой может быть организован институт фасцинологии в структуре РАН или автономное научно-исследовательское учреждение (центр) фасцинологии. Нет сомнений, что время реализации такого проекта придет, остается гадать только о том, когда и где это произойдет.