FASCINOLOGY персональный сайт Владимира Соковнина
   
 

Карта сайта

Автор

Что такое фасцинация?

Мастер-классы и коуч

Помощь начинающему фасцинологу

Проекты

Публикации

Новые книги о фасцинации

Ваше письмо Владимиру Соковнину vmmss@mail.ru

мои сайты:

АКАДЕМИЯ СВЕТСКОГО АСКЕТИЗМА

ПРОФЕССИЯ ФАСЦИНОЛОГ

проекты
Владимирв
СОКОВНИНА

блог в ЖЖ
http://sv-asket.livejournal.com/

Все эти книги можно скачать бесплатно: http://www.koob.ru/sokovnin/

 

Если у Вас возникнет интерес к новой науке о чарующем и устрашающем поведении всех живых существ на планете и Вы захотите быть в курсе ее достижений, присоединяйтесь к моим блогам в ЖЖ и страницам в сетях.

блог FICTOR-выдумщик http://fictor2012.livejournal.com/

Тому, кто поможет продвижению новой науки,

СЛАВА!

 

 

 

 

Всем всё о фасцинации и общении >>> здесь
Новости фасцинологии

В. Соковнин: "Я определяю фасцинацию как такое воздействие сигнала, принадлежит ли он природному явлению (молния) или целенаправленному человеческому поведению (обольщение), которое вызывает внимание, волнение, захваченность. Фасцинация наряду с информацией составляет стержень коммуникативных процессов в природе и обществе. Фасцинация пробивает все преграды на своем пути, всегда попадает в цель, всегда достигает результата. Такой её создала эволюция, сделав постоянной экспансивной спутницей животных и человека от рождения до смерти".

Контакт: vmmss@mail.ru Владимир Михайлович Соковнин

 

 

 

 

 

Нет ничего сделанного одним человеком,
что не могло бы быть понято другим
Ю.Кнорозов

Кнорозов Юрий Валентинович
(19.11.1922 - 30.03.1999)

 

Гений

Гипотеза о существовании в коммуникации процессов, не сводимых к информации, сопрягающихся с информацией для оптимизации передачи сообщений, но способных существовать и существующих без информации, на мой взгляд, гениальна. Высказав эту гипотезу, назвав эти процессы фасцинацией и определив – пусть в общих чертах – феномен фасцинации и круг связанных с ним проблем, Юрий Кнорозов предстает перед нами как основоположник теории фасцинации. Можно только сожалеть, что он не опубликовал свои идеи и мысли о фасцинации более подробно. Об этом сожалел и Ю. Лотман, когда он после общения в 1972 году с Ю.Кнорозовым в Тартуском университете, сказал, что предложенная Кнорозовым теория фасцинации имеет фундаментальное значение. Без этой теории было бы невозможно и создание фасцинологии.
В. Соковнин

 

Ю.Кнорозов

Об изучении фасцинации
(краткое изложение доклада - Вопросы языкознания. 1962, № 1, с. 163)

Осенью 1961 г., а именно с 23 по 27 сентября, в городе Горьком, под эгидой Горьковского госуниверситета им. Лобачевского и Горьковского Дома учёных происходило организованное Историко-филологическим факультетом названного университета и Группой прикладной лингвистики и машинного перевода Горьковского физико-технического института «Научное совещание, посвящённое применению математических методов в изучении языка художественных произведений». Пятое заседание открылось докладом Ю. Б. Кнорозова (Ленинград) на тему «Об изучении фасцинации».

Под фасцинацией докладчик понимает такое действие сигнала, при котором ранее принятая информация полностью или частично стирается. В частности, таким фасцинирующим воздействием обладает ритм. Как известно, мозг вырабатывает антирезонансную защиту, поэтому интересно проследить, по каким линиям идет преодоление этой антирезонансной защиты. Докладчик обсудил следующие возможности: а) действуют три ряда раздражителей, например равномерное повторение ударных и безударных слогов, повторение рифм, повторение строфических форм; б) поэт сознательно отходит от заданной метрической схемы; в) применяются замедления и ускорения. Далее докладчик обращается к историческому развитию фасцинации, намечая следующие этапы: 1) раздельная подача фасцинирующих и информирующих сигналов; 2) повторение фасцинации в каждом сигнале; 3) единицы фасцинирующего ряда не совпадают с единицами сигнального ряда. Эту мысль докладчик иллюстрировал на примере развития инструментальной музыки, пения и поэзии из первобытного синкретизма. В конце доклада Ю. В. Кнорозов остановился на том, что он называет «семантической фасцинацией». Он считает, что неясность, многозначность описания действует как сильнейшее фасцинирующее средство. Искусство собственно и начинается с семантической фасцинации, с того момента, когда человек сделал великое открытие возможности выдумки. В качестве средства семантической фасцинации выступают выдуманные события и мнимые личности.


Ю. Кнорозов. К вопросу о классификации сигнализации

 (Кнорозов Ю. В. К вопросу о классификации сигнализации // Основные проблемы африканистики. - М.: Наука, 1973. - С. 324-334.)

0.1. Возможность возникновения и наличия сигналов предполагает существование дифференцированной системы, состоящей из интегрированных единиц, имеющих определенные свойства.

Под системой подразумевается некоторое множество материальных единиц, имеющее определенную ориентацию, т. е. относительно независимое от окружающей среды.

Сам факт возникновения, существования и гибели системы является следствием всеобщей связи и взаимообусловленности. Система представляет собой область повышенной взаимной связи. Усиление связи (взаимовлияния) между единицами системы в общем можно рассматривать как повышение организации (иногда именуемой негэнтропией), а ослабление — как повышение энтропии. Система тем больше организована, чем меньше она зависит от окружающей среды и чем больше сама на нее влияет. Иначе говоря, чем выше организация системы, тем больше «степеней свободы» у системы по отношению к окружающей среде и соответственно тем меньше «степеней свободы» у составляющих систему единиц.

Следует отметить, что повышение организации системы отнюдь не всегда связано с повышением ее устойчивости. В условиях быстро изменяющейся окружающей среды системы с некоторой автономией («степенями свободы») составляющих единиц могут оказаться более устойчивыми, чем системы с очень высокой организацией. По-видимому, для наибольшей устойчивости системы требуется определенный минимакс организации, отклонение от которого понижает устойчивость.

Составляющие систему материальные единицы (известные в форме вещества и поля) могут быть однородными, но по мере повышения организации приобретают различные свойства, т. е. специализируются. Чрезмерная (необратимая) специализация составляющих систему единиц повышает организацию и понижает устойчивость системы.

В рамках определенной стабильной системы составляющие ее единицы могут регулярно или нерегулярно сменяться («поточная система»), что открывает возможность ускоренного развития в условиях активного взаимодействия со средой.

По мере развития системы количество составляющих ее единиц возрастает. Если количество единиц превышает некоторый минимакс, устойчивость системы начинает понижаться.

Составляющие систему материальные единицы могут быть соединены друг с другом (интегрированная система) либо разъединены в пространстве (дифференцированная система). Интегрированная и дифференцированная системы на­ ходятся в генетической связи. В силу общей закономерности в развивающейся системе количество составляющих единиц увеличивается. Когда дальнейшее увеличение количества единиц ведет к потере устойчивости интегрированной системы, возникает дифференцированная система высшего порядка с интегрированными системами в качестве составляющих единиц.

Развитие системы предусматривает увеличение количества составляющих единиц и повышение организации. Эти две тенденции находятся в противоречии, так как увеличение количества единиц затрудняет организацию. Для динамиче­ ских систем характерно ускорение развития. Медленное на первых этапах развитие системы в дальнейшем идет с нарастающей скоростью до определенного минимакса (превышение которого угрожает устойчивости системы), после чего следует качественный скачок. Воспроизведение уже сложившейся системы идет в обратном порядке, т. е. развитие замедляется. Так, например, «закон Геккеля» можно сформулировать следующим образом: онтогенез повторяет филогенез с обратно пропорциональной скоростью.

Все системы неживой и живой природы подчиняются общим закономерностям, действующим во Вселенной («универсальной системе»). Основной закономерностью для всех систем является тенденция к развитию от низших форм к высшим. Развитие можно интерпретировать как приобретение данной системой в определенной степени некоторых свойств «универсальной системы».

Возникновение системы высшего порядка в результате качественного скачка приводит к появлению новых свойств, которые, естественно, не могут быть сведены к свойствам составляющих систему единиц. Так, свойства элементарных частиц не аналогичны свойствам основной дифференцированной системы неживой природы — атома, а свойства высших интегрированных систем — молекула, кристалла — не являются суммой свойств составляющих их атомов. Каждому уровню свойственны свои особенности и закономерности развитии.

В условиях нашей планеты наиболее высокой по органи­зации интегрированной системой является живой организм. Сигнализация является необходимым элементом дифферен­цированной системы, единицами которой являются живые организмы, имеющие достаточно развитой аппарат управле­ния и двигательный механизм (в основном членистоногие и хордовые).

0.2. Сигнализация в ассоциации животных обеспечивает координацию действий членов ассоциации. У млекопитаю­щих животных ассоциация (объединение) имеет различный состав, структуру и степень организации. Однако все объ­единения животных характеризуются однородностью — со­ставляющие их особи являются членами только данного объединения, что, конечно, не исключает текучести членов этого объединения.

Ассоциация людей не является дальнейшим развитием или высшей формой объединения животных, а представляет собой следующий тип дифференцированной системы, т. е. объединение объединений. Составляющей единицей ассоциа­ции у людей (не совпадающей с обществом) является не особь, а коллектив. В связи с этим сигнализация в человече­ской ассоциации относится к высшему типу по сравнению1 с сигнализацией в объединениях животных и приобретает ка­чественно иные свойства и функции.

По отношению к сигналу среди членов ассоциации сле­дует различать индуктора (подающего сигнал), адресата (ко­торому адресован сигнал), свидетеля (случайно принимающе­го сигнал) и перехватчика (умышленно перехватывающего сигнал, адресованный другому члену ассоциации). Индуктор обычно один. Адресат часто множественный, т. е. сигнал ад­ресован группе членов ассоциации.

0.3. Сигнал подается с помощью произвольной мускула­туры и является особой разновидностью действия.

Под действием понимается не любое биологическое дви­жение, а серия движений произвольной мускулатуры, имею­щая определенную цель (например: взять, укусить). Серия действий, имеющая общую конечную цель, составляет опера­цию (например: поймать добычу, устроить логово).

Между членами ассоциации, совместно выполняющими операцию, устанавливается связь, т. е. коррелятивная зави­симость действий одного члена ассоциации от действий дру­гого, При определенных условиях связь может стать функцио­нальной, а именно когда действие одного члена ассоциации вызывает строго определенное действие другого.

Сигналы первоначально возникают для обеспечения су­ществующих связей при совместном выполнении операций. При этом сигнал можно рассматривать главным образом как реакцию на отсутствие соответствующего действия дру­гого члена ассоциации (в условиях полной синхронизации совместных действий сигнализации, естественно, не требуется).

Часть широко распространенных сигналов у животных связана не с объединением, а с экологическим сообществом, например сигнал угрозы (шипение, рычание), имеющий целью остановить противника.

0.4. Сигнал является действием, вызывающим действие у другого члена ассоциации. Само по себе сигнальное дей­ствие никакого отношения к выполняемой операции не имеет и может только мешать индуктору. Таким образом, хотя сиг­нал является одним из многих различных действий при сов­местном выполнении операции, он принципиально отличает­ся от других, утилитарных действий.

Первоначально появляясь на базе существующих связей и для их обеспечения, в дальнейшем сигналы служат сред­ством установления и поддержания новых связей между членами ассоциации. Тем самым сигналы являются специальной разновидностью действий, обеспечивающих координацию обычных (утилитарных) действий членов ассоциации и уп­равление ассоциацией.

Соотношение между основными элементами объединения животных (действие — связь — сигнал) можно представить следующим образом:

 

Совместные действия вызывают появление связей (коррелятивной зависимости) между членами объединения, а связи вызывают появление особой разновидности действий — сигналов (действий, вызывающих действия).

0.5. Сигнал можно рассматривать как частный случай физического воздействия.

Можно легко подобрать примеры полусигнальных дейст­вий. Так, например, чтобы заставить идти, можно подтолкнуть с различной силой.

Преобладающие в объединениях животных сигналы имеют, однако, совершенно иное происхождение, а именно: они связаны с различными побочными действиями и полупроиз­вольными движениями, сопровождающими совместное выполнение операций (например, так называемые жизненные шумы в области звуковой сигнализации).

Принимая тот факт, что действие адресата является ре­зультатом воздействия на него сигнала индуктора, можно кон­статировать, что передача энергии отсутствует. Энергия сиг­нального действия и энергия действия-реакции между собой вообще не связаны.

0.6. Возможность возникновения сигнализации обуслов­лена определенными свойствами организма членов объеди­нения, а именно органов чувств, позволяющих принимать си­гналы на расстоянии. В связи с этим необходимо провести резкое различие между активным сигналом (поданным индук­тором) и всеми другими ощущениями, воспринимаемыми ор­ганами чувств адресата.

Любой раздражитель, вызывающий ощущение, каким-то образом действует на организм, хотя воздействие многих раздражителей практически нейтрально. Любой раздражи­тель помимо прямого воздействия может (во всяком случае теоретически) после ряда сочетаний заменять другой раз­дражитель, т. е. стать условным раздражителем (объектив­ным сигналом) и вызывать непроизвольную реакцию (условный рефлекс), примерно такую же, какую мог бы вы­зывать подмененный прямой раздражитель. Таким образом, любой условный раздражитель вызывает две реакции — пер­вую как прямой раздражитель и вторую как заменитель другого прямого раздражителя.

Активный сигнал, поданный индуктором, для органов чувств адресата является одним из многих раздражителей и может рассматриваться как некоторая разновидность ус­ловного раздражителя, вызывающего условный рефлекс.

Однако, хотя механизм условных рефлексов широко ис­пользуется в сигнализации объединений животных, имеется существенная разница между активным сигналом и услов­ным раздражителем.

Условный раздражитель вызывает непроизвольную реак­цию организма, но вовсе не обязательно отражается на по­ведении члена объединения. Сигнал имеет целью вызвать определенную реакцию, побудить адресата совершить опре­деленное действие. Сигнал обычно является командой, кото­рая, однако, выполняется не всегда, т. е. не рефлекторно. При совместном выполнении операции органы чувств каж­дого члена объединения воспринимают множество прямых и условных раздражителей, значительная часть которых от­влекает его от выполнения операции. Сигнал как раз направ­лен против этих помех и обеспечивает успешное выполнение операции.

В естественно возникших условных рефлексах условный раздражитель заменяет определенный конкретный прямой раздражитель. Так, например, вид конкретной пищи вызы­вает представление о связанных с ней определенных вкусовых ощущениях. Сигнал в объединениях животных, наоборот, всегда обобщен (часто до предела) и никогда не обозначает конкретный раздражитель. Например, призывный сигнал к еде никогда не дает указания на характер пищи.

0.7. Сигнал в объединениях животных является матери­альной формой сообщения. Сообщение обычно является командой (в открытом или скрытом виде). Сигнал передает сообщение о ситуации, в том числе и о событии (как частном случае ситуации). Во многих случаях сообщение о ситуации (событии), например о приближении врага, является одновре­менно и командой (типа «тревога!»).

Сообщение о ситуации дается, как правило, одним сигна­лом. В звуковой сигнализации такой сигнал состоит из комплекса звуков, группирующихся вокруг «слогообразующего», который можно артикулировать протяжно.

Вместе с тем важно подчеркнуть, что в сигнализации жи­вотных встречается сдваивание сигналов. При этом каждый сигнал сохраняет свое значение, но один употребляется в ро­ли своего рода детерминатива, например призывный сигнал кошки к котятам, состоит из короткого мурлыканья, перехо­дящего в мяуканье («благожелательный призыв»).

Встречаются случаи перехвата сигналов в объединениях животных. Так, например, тигр имитирует брачный призыв оленя с целью заманить добычу. По некоторым рассказам, волк, подкопавшись под свинарник, имитирует хрюканье свиньи, чтобы успокоить поросят.

1.1. Переход от объединения к высшему типу дифферен­цированной системы («объединению объединений»), приведший к возникновению человеческого коллектива в качестве составляющей единицы, потребовал соответственно и сигна­лизации высшего типа.

В человеческой сигнализации, т. е. звуковой речи, содер­жанием сообщения также является ситуация, однако расчлененная на составные части (триада):

субъект — действие — объект

Определение и обстоятельство не являются членами триа­ды, так как введение их не изменяет сообщения о ситуации, а только дает дополнительную информацию.

Расчленение ситуации на триаду потребовало значитель­ного количества новых сигналов для передачи сообщений. Теоретически могло быть два основных технических пути — либо наращивание количества сигналов прежнего типа, либо использование сдваивания (соединения) уже имеющихся сиг­налов, причем пара получала новое значение. Практически возможен был только второй путь, так как органы артикуляции и слуха не давали возможности резко увеличить количество обычных сигналов. В конечном счете пара сигналов -- (каждый из которых раньше передавал ситуацию) стала обо­значать элемент триады.

Применение принципа соединения (сдваивания) дало воз­можность создать сигнализацию нового типа, т. е. язык, с громадной избыточностью. Потенциального запаса возмож­ных комбинаций вполне хватило не только для ближайших: потребностей, но и для весьма отдаленного будущего.

1.2. Во время возникновения языка применялось только сдваивание. Полученные новые единицы соответствовали наименьшей семантической единице, т. е. — приблизительно современной морфеме. Таким образом, каждая морфема первоначально являлась биномом (в том числе, конечно, и с нулевым компонентом).

Учитывая, что количество синхронно употребляемых морфем в любом языке около 1600, можно полагать, что числа исходных сигналов, послуживших материалом для языка, бы­ло порядка 40 (что соответствует примерно количеству сигналов в объединениях антропоидов).

Перестановка компонентов бинома при этом, по-видимому, не должна учитываться, так как скорее всего на ранних этапах она не воспринималась (о чем свидетельствуют и перестановки в ранней детской речи).

Первоначальные единицы языка, конечно, не были морфемами в современном смысле слова, а стали таковыми по ходу развития языка с использованием того же принципа соединения, т. е. с возникновением словоформ.

С точки зрения фонетической первоначальные единицы; языка имеют весьма мало общего с современными морфема­ми (хотя бы уже по различию органов артикуляции). Далее, по ходу развития языка фонетический состав морфем, на­сколько можно судить, полностью сменился несколько раз.

1.3. Переход к сигнализации принципиально нового типа, в которой ситуация передается не одним сигналом, а сигналь­ным рядом с расчленением ситуации на триаду (субъект — действие — объект), привел к появлению в сигнализации совершенно новых качеств.

Расчленение ситуации обусловило возможность отрыва oт нее сигнального ряда. До этого сигнал мог относиться толь­ко к синхронной ситуации. Теперь сигнальный ряд мог сообщить о ситуации, имевшей место раньше или имеющей про­изойти в будущем.

Расчленение ситуации обусловило возможность моделиро­вать ее, т. е. сообщать о такой ситуации, которая была, о та­кой, которая могла бы быть, а также и о такой, которой вообще не может быть. Причем все это достигалось самыми про­стыми средствами, а именно заменой элементов триады.

В связи с этим основной функцией новой сигнализации (языка) стала моделирующая (помимо прежней коммуника­тивной). Мышление, т. е. внутреннее (немое) воспроизведение сигнального ряда, в основном является моделированием ситуаций. Именно моделирующая функция человеческой сигна­лизации дала возможность заранее планировать операции, в том числе и никогда ранее не выполнявшиеся.

2.1. Сигнал (сигнальный ряд), как и условный раздражи­тель, действует двояко. В качестве сигнала он передает сообщение о ситуации (команду). Одновременно он является некоторым физическим фактом, действующим на органы чувств, прямым раздражителем (а иногда и условным, помимо референта). Эта двойственность сигнала и возможность видоизменять его в достаточно широком диапазоне притом же референте дала основание использовать его физиче­ские свойства (как раздражителя для повышения вероятно­сти выполнения команды).

Анализатор адресата находится в различных состояниях в зависимости от внешних и внутренних раздражителей. Некоторые раздражители, особенно ритмически повторяющиеся, приводят к некоторому затормаживанию анализатора. Такое воздействие (фасцинация) широко используется для усыпле­ния и приведения адресата в состояние гипнотического сна. В последнем различается несколько фаз: сонливость, шарм, сомнамбулизм, каталепсия. В фазе шарма анализатор перестает воспринимать поступающие в рецепторы раздражители, за исключением сигналов индуктора.

Механизм воздействия фасцинации обычно объясняется законом иррадиации. Воздействие через рецептор на один участок анализатора постепенно распространяется на весь анализатор, за исключением «сторожевого поста», через ко­торый осуществляется контакт с индуктором (раппорт). При этом важно отметить, что связь между индуктором (гипно­тизером) и находящимся в фазе шарма или сомнамбулизма адресатом близка к функциональной, т. е. адресат выполняет любые нормальные команды, за исключением резко противо­речащих практике своего коллектива.

В состоянии бодрствования обычно быстро сменяются раз­личные микрофазы (в основном связанные с эмоциями), причем некоторые из них в той или иной степени напоминают начальные гипнотические фазы (сонливость, шарм). Минимальная продолжительность микрофазы, по-видимому, равна времени «бесшумной» работы мозга (долям секунды). Пе­реход от одной микрофазы к другой может быть вызван как постоянным или ритмическим раздражителем, так и вне­запным «шокирующим» раздражителем.

2.2. Вероятность выполнения команды, принятой адреса­том, находящимся в микрофазе, сходной с шармом, естественно, резко повышается. В связи с этим в сигнализации широко используются физические свойства сигнала как фасцинирующего раздражителя.

В объединениях животных многие сигналы (например, при­зывный сигнал кошки, ищущей кота) повторяются довольно большое число раз через короткий интервал. Такое повторе­ние команды является, с одной стороны, контрольным, или избыточным (пока не услышит адресат), а с другой стороны, в силу ритмического построения, обладает определенными фасцинирующими свойствами. Такие свойства (постепенного или внезапного, «шокирующего» действия) присущи большин­ству сигналов в объединениях животных.

2.3. Человеческая сигнализация с длинными рядами является весьма удобной для использования фасцинирующих приемов, в том числе для ритмической организации. По-ви­димому, одним из наиболее ранних приемов было растягива­ние гласных (глиссандирующее пение, речитатив). Ритмиче­ская организация звукового сигнального ряда достигалась различным путем, в том числе повторением ударений (даже с нарушением принятых) или фонем (рифмованная проза), или того и другого (рифмованные стихи).

Однако анализатор, неоднократно подвергаясь определен­ному ритмическому раздражению, перестает его воспринимать (например, постоянное тикание стенных часов), что, очевидно, следует квалифицировать как «противотормозную (антирезонансную) защиту». Построенный строго ритмиче­ски сигнальный ряд может сходным образом утратить фас­цинирующие свойства после нескольких повторений. В поряд­ке борьбы с «противотормозной защитой» широко применя­лись различные нарушения однообразного ритма, например, перебой стопы в стихах (естественно, при декламации, а тем более при пении фасцинирующие свойства резко усиливаются).

Разумеется, фасцинирующие свойства сигнального ряда не могут оцениваться в информационных единицах . Как уже упоминалось, фасцинирующие свойства связаны с прямым раздражителем, а не с сигналом. Естественной технической единицей измерения при ритмическом построении является такт или стопа, т. е. наименьшая ритмическая единица. Ос­новной единицей является некоторый минимум ритмических единиц, достаточный для перевода адресата из одной микро­фазы в другую (строфа, куплет, мотив).

2.4. Современную человеческую сигнализацию в двух ее основных разновидностях (звуковая и зрительная) можно подразделить на нейтральную, в которой преобладающую роль играет информация (смысл сообщения), и фасцинирующую, в которой основную роль играет фасцинация (свойства сигнального ряда). Простейшим, критерием для отнесения ковторому из них подразделений является желание адресата получить дважды и более уже принятое сообщение (например, прослушать второй раз уже известную песню).

В соответствии с существующей в настоящее время прак­тикой наиболее целесообразно выделить пять подразделений (с симметричным расположением).

 

Информация

Фасцинация

Звуковая

Зрительная

(смысл)

(свойство)

сигнализация

сигнализация

1. Действует

нейтральна

речь

текст

2. Действует

действует

интонация

каллиграфия

 

частично

 

 

3. Действует

действует

декламация

плакат

4. Действует

действует

пение

живопись

частично

 

 

 

5. Нейтральна

действует

музыка

орнамент

Первое подразделение представлено в основном печатны­ми текстами, шрифт которых практически нейтрален. Неинтонированная речь практически не встречается, хотя интона­ция может быть представлена очень слабо. Монотонная речь обладает определенными фасцинирующими свойствами.

Второе подразделение преобладает в бытовой жизни в виде более или менее сильно интонированной речи, а также рукописных текстов (письма, записки), так как почерк ока­зывает определенное воздействие. Преобладающую роль играет, однако, информация, т. е. смысл сообщения.

Третье подразделение характеризуется равновесием ин­формации и фасцинации. Оно изредка встречается в бытовой жизни, так как речь сильно взволнованного (или же притво­ряющегося таковым) часто приобретает ритмическое построе­ние (спонтанная фасцинация). Третье подразделение широ­ко применяется в различных торжественных случаях (на­пример, речитатив в церковной службе). Соответствующая графическая разновидность (соответствующая древней пиктографии) широко используется в рекламных целях.

Четвертое подразделение характеризуется преобладанием фасцинации. Содержание сообщения обычно давно известно адресату. В бытовой жизни довольно широко используется, например в виде песен, не только для фасцинации, но и для аутофасцинации (приведения себя в определенную микрофазу).

В государстве становится областью мастеров-профессионалов и широко используется для пропаганды.

Пятое подразделение почти или полностью утрачивает сигнальный характер, т. е. не передает никаких сообщений, обладая фасцинирующими свойствами. Широко используется для создания некоторого общего фона или вступления.

2.5. Фасцинирующая сигнализация, обеспечивающая свя­зи, близкие к функциональным, играет огромную роль и яв­ляется (как и сигнализация вообще) неотъемлемым элемен­том коллектива. В связи с этим попытки частичного запреще­ния фасцинирующей сигнализации (имевшие место при смене религий) оказались невозможными и привели только к появлению новых разновидностей.

Хотя фасцинация очень широко применяется в области искусства, последнее никак нельзя сводить к фасцинации. Задачей искусства является в основном создание образа (реже ситуации), т. е. создание у адресата представления о личности, которая могла бы быть положительным или отрицательным эталоном, подходящим для следования, подражания или проецирования. Для создания представле­ния о личности необходимо выбрать ситуацию (фокусный момент), которая бы дала соответствующую характеристи­ку. В бытовой жизни фокусный момент, изменяющий пред­ставление о личности, обычно наступает неожиданно и часто связан с совершенно незначительной ситуацией. В области искусства избрать ситуацию, которая была бы фокусным моментом, т. е. создала или изменила представление о лич­ности, обычно удается только мастерам.

Если фокусный момент удачно избран, то у адресата воз­никает адекватное представление о личности и в том случае, если мастер не применил или почти не применил фасцинирующие приемы. Наоборот, если ситуация не является фо­кусным моментом, то у адресата не возникает адекватного представления, независимо от того, какие при этом примене­ны фасцинирующие приемы. Таким образом, в искусстве ис­пользуется фасцинация, но искусство не сводится к техни­ке фасцинации, если не считать отдельных разновидностей (например, орнаментики).


Остальные статьи Ю. Кнорозова см. в сборнике "Фасцинация. Коммуникация. Общение" на: http://www.koob.ru/sokovnin/

Память

Долгое время Ю.Кнорозов был погружен российской культурой в забвение. Но, кажется, наступает перелом и имя его вновь возврашается. Во всяком случае в сентябре 2004 года
на Ковалевском кладбище Петербурга открыт надгробный памятник выдающемуся ученому. В церемонии открытия приняли участие председатель Совета Федерации Сергей Миронов, послы Мексики, Аргентины, Никарагуа, Испании, Коста-Рики, Гватемалы, Кубы, коллеги ученого, деятели науки и культуры Петербурга.
Юрий Кнорозов скончался в 1999 г. на 77-м году жизни


P.S.: К сожалению, при написании книги "Фасцинология" и создании этой страницы сайта я не знал о высокой оценке открытия Ю. Кнорозова Ю. Лотманом, зафиксированной в его "Статьях по семиотике и топологии культуры" (с. 81), которую я воспроизвожу ниже:
" ... Настоящая статья была уже набрана, когда мне удалось в ходе курса лекций, прочитанных Ю. В. Кнорозовым в декабре 1972 г. в Тартуском государственном университете, подробнее ознакомиться с разработанной им теорией фасцинации. Теория эта, имеющая фундаментальное значение (выделено мной - В.С.), к сожалению, до сих пор не в полном объеме отражена в печати, что затрудняет знакомство с нею специалистов".
(добавлено 30 августа 2006 г.)

АВТОРСКАЯ АКАДЕМИЯ ФАСЦИНОЛОГИИ Владимира СОКОВНИНА
продолжает разработки системы фасцинологии и отдельных направлений фасцинологических исследований. В общих чертах система фасцинологического знания может быть схематически представлена следующим образом:

В соответствии с этой схемой может быть организован институт фасцинологии в структуре РАН или автономное научно-исследовательское учреждение (центр) фасцинологии. Нет сомнений, что время реализации такого проекта придет, остается гадать только о том, когда и где это произойдет.


 

См. также:

Карта сайта

Copyright © 2002-2014 В.Соковнин. Последнее изменение: 1 июня 2014