FASCINOLOGY персональный сайт Владимира Соковнина
   
 

Карта сайта

Автор

Что такое фасцинация?

Академия Фасцинологии

Интердиктивное общение

Помощь начинающему фасцинологу

Проекты

Публикации

Книги о фасцинации

Ваше письмо Владимиру Соковнину vmmss@mail.ru

мои сайты:

АКАДЕМИЯ СВЕТСКОГО АСКЕТИЗМА

ПРОФЕССИЯ ФАСЦИНОЛОГ

проекты
Владимирв
СОКОВНИНА

блог в ЖЖ
http://sv-asket.livejournal.com/

Все эти книги можно скачать бесплатно: http://www.koob.ru/sokovnin/

 

БИБЛИОТЕКА ФАСЦИНОЛОГА ЗДЕСЬ >>>


Владимир Соковнин

ФАСЦИНОГЕНИИ / FASCINOGENIEA

(к проблеме создания учения о фасциногениях)

Н. Канторович, одним из первых среди психиатров системно проанализировавший психические аномалии пограничной психиатрии (по П. Ганнушкину – 3), сгруппированные в категорию «психогении», дал такое определение психогений: «Это заболевания, основной причиной которых являются психические переживания человека. Эти переживания, травмирующие психику, называют психической травмой» (6, С 5).
Поскольку мир пронизан дуальностью, возникает вопрос, нет ли таких психических аномалий, которые провоцировались бы не психическими травмами, а удовольствиями и наслаждениями? Вопрос этот может показаться ироническим (неужто наслаждение может стать зависимостью или патологией!?), однако сразу приходят на ум весьма красноречивые примеры именно такого рода психических аномалий, а то и самых доподлинных поведенческих девиаций.
В аспирантские мои годы в институте философии Академии наук Киргизской ССР работала молодая прелестная лаборантка, жена вполне обеспеченного партийного функционера. И была случайно поймана на мелкой краже – пыталась утянуть из оставленной на столе жен-ской сумочки кошелек. Обладательница сумочки, спохватившись, вернулась и застукала воровку на этой неэтичной процедуре. Поскольку кражи в институте следовали одна за другой на протяжении долгого времени и не были раскрыты ни разу, всем стало яснее ясного, кто воровал. А она была вне подозрений! Классическая, можно сказать, клептоманка. Крала не потому, что была бедна, а по удовольствию. И, надо сказать, что от разоблачения она испытала стыд, как и положено вполне нормальному человеку. И сразу же уволилась «по собственному желанию». В психиатрии давно закрепилась точка зрения, что клептоманы испытывают неодолимое влечение к кражам исключительно на основе получаемого рискового удовольствия. Удовольствие от воровства вполне реальная реакция, как, в частности, фасциногенно закреплена она в психике у воров-карманников. Писатель В. Шаламов, задвинутый на Колыму сталинским режимом, точно запротоколировал признания об этом зэков: «Блатари говорят, что испытывают в момент кражи волнение особого рода, ту вибрацию нервов, которая роднит акт кражи с творческим актом, с вдохновением, испытывают своеобразное психологическое состояние нервного волнения и подъема, которое ни с чем нельзя сравнить по своей заманчивости, полноте, глубине и силе.
Говорят, что ворующий живет в этот момент неизмеримо более полной жизнью, чем картежник за зеленым столом, или, вернее, подушкой – традиционным ломберным столиком блатного мира.
«Лезешь в лепёху, – рассказывает один карманник, – а сердце стучит, стучит... тысячу раз умрешь и воскреснешь, пока вытащишь этот проклятый бумажник, в котором и денег-то, может быть, два рубля».
Бывают кражи вовсе безопасные, но «творческое» волнение, воровское «вдохновенье» все равно налицо. Ощущение риска, азарта, жизни» (18).
Или взять такие достаточно распространенные формы мужского фетишизма, как коллекционирование женских подвязок и трусиков. Или бю­стгальтеров. Бывает среди них и несколько более эксцентричное отклонение: предметы обожания они… воруют везде, где только можно украсть. Им надо именно своровать! Соединение фетиша с клептоманией. Так получаемое удовольствие у них многократно усиливается. А вот совсем уж анекдотичный образец, описанный в психиатрической литературе. Мужчина в г. Брэдфорд (в Англии) нападал на прохожих и, сорвав с них очки, убегал. Когда его наконец-то изловили, то дома у него обнаружили 50 очков. И выявилась в ходе расследования причина его «разбоя»: очки нужны были ему для сексуального возбуждения, причем именно украденные. Возвратившись домой с добычей, он надевал очки и устраивал жене бурную сексуальную ночь.
Нет нужды доказывать, что 30% ожиревшего населения земного шара не с Луны свалились и не от религиозного аскетизма произошли, а, напротив, от чрезмерного смакования пищи, сопровождаемого перенасыщением. Когда я расстроен, единственное, что меня успокаивает, это еда, – признавался Оскар Уйальд. Пище-вкусовые наслаждения в последние десятилетия усиливаются благодаря изощренности пищевой индустрии и рекламного зомбирования. И организм человека, как он задан эволюцией, не выдерживает напора услад, защищаясь единственным способом, дарованным той же эволюцией, – откладыванием жира «про запас». Есть экземпляры рода человеческого, поднакопившие по 100 и более лишних килограммов. Есть и такие, что самостоятельно на ноги встать уже не могут. Неужто найдется какой-то теоретик, который скажет «Это нормально! Ему же нравится»? Извините, ему ведь нравится процесс насыщения, но не телесная туша. Тем более, что она не только мешает полноценно двигаться, но может привести и к совсем уж нежданным травмам. Так, в Бразилии 200-килограммовый влюбленный не рассчитал порыва любвеобилия и нанес травму возлюбленной, крепко придавив ее своими габаритами...
Прогнозы с ожирением неутешительны: через 20 лет людей с увеличенной сверх нормы массой тела в развитых странах составит до 80-90%, а с патологическим ожирением – 30-40%. Это катастрофично во многих отношениях (высокая нагрузка на здравоохранение, экономику, соцобеспечение по инвалидности, и т. д.) и сигнализирует о явной тенденции к биологическому вырождению человека.
Широко известно такое презабавное отклонение от нормы у мужчин, как половой эксгибиционизм. Так и тянет мужичка обнажить свои интимные прелести перед незнакомыми женщинами, особенно юными созданиями. Полового контакта нет и в помине (самец об этом и не думает!), а приятность наличествует неописуемая, особенно если юная особа перепугалась выскочившего из кустов голенького экземпляра противоположного пола. Один депутат в Екатеринбурге обнажался весьма оригинально – появлялся в чем мать родила на балконе, выследив в окно идущих мимо школьниц. Пришлось даже ненадолго его изолировать, как свидетельствуют материалы уголовного дела. Неодолимое влечение и никакой психической травмы, а одно удовольствие.
Казалось бы нет веселее зависимости, продиктованной наслаждениями, чем шопоголизм, при котором женщины – у них эта тяга особенно зашкаливает! – часами готовы ходить по магазинам и покупать, покупать, покупать… Однако, как показал в предновогодние дни декабря 2013 года китаец Tao Hsiao (Интернет разнес эту весть по земному шару), это отклонение не столь уж безобидно. Жена 5 часов таскала его по магазинам, а когда он взмолился и попытался ее образумить, она закатила истерику. В припадке охватившего его аффекта он разбежался и выпрыгнул в лестничный пролет супермаркета с 7-го этажа, разбившись насмерть.
Впавшие в ту или иную услаждающую зависимость, земляне о близких и окружающих мало беспокоятся, они – фанатики-эгоисты, им лишь бы свое удовольствие получить. Алкоголики тому ярчайший пример – только бы до бутылки дорваться и... впасть в блаженство, а там хоть трава не расти.
Однако есть образцы и еще серьезнее.
Сексуальные маньяки впадают в патологическую страсть, приводящую их к убийствам и истязаниям жертв, тоже не из-за «психических переживаний» (хотя психоаналитики и докапываются до каких-нибудь травм в их детском и недетском далёке), а как следствие переживаний иного рода – страстного желания получить невероятное, ни с чем не сравнимое удовольствие. И повторить его, повторить, повторить… Так делал много-много раз маньяк Чикатило, пока не был изловлен. А маньяков-педофилов развелась на планете и вовсе тьма-тьмущая. Папа Римский Франциск даже вынужден был извиниться перед верующими католиками за распоясавшихся епископов-педофилов. В Великобритании инициировано рассмотрение законопроекта о приравнивании педофилов по социальной опасности к... террористам.
Поведенческие аномалии, вызванные удовольствиями, могут быть разные: как вполне безобидные (кража и коллекционирование женских трусиков), так и зверские, заслуживающие пожизненного заключения и смертной казни (сексуальная маниакальность, половой садизм).
Я назвал детерминантой подобного рода аномалий удовольствие, наслаждение и механизм закрепления такого рода аномальных, болезненных и патологических изменений сознания и психологии человека описал в книгах «Фасцинология» и «Фасцинолог». Удовольствия и наслаждения представляют собой заключительный акт нейрофизиологической цепочки, то, что в нейрофизиологии и психофизиологии называют «подкреплением» (11; 22). Сама эта цепочка включает в себя несколько актов и закрепляется в психике столь прочно, что зачастую возврата в норму нет. Именно поэтому я и ввожу категорию «фасциногении» для обозначения навязчивых пристрастий, заболеваний и патологий, сформированных фасцинацией.
Сам нейрофизиологический и психологический процесс формирования зависимости от разного рода удовольствий можно продемонстрировать на воздействии на человека той же пище-вкусовой фасцинации: от стадии созерцания любимого блюда до получения подкрепления «кайфом» после его употребления. Я знаком с 40-летней особой, бывшей в молодости изящного 44-го размера, и раскормившей себя до 60-го любимыми пирожными, нескончаемыми тортиками и шоколадками. Помочь ей избавиться от лишнего веса с трудом, но все же удалось изобретенной мной технологией светского аскетизма. Теперь она в физической форме 48-го размера и наслаждается уже не тортиками (за все надо платить!), а талией, юной подвижностью и соответствующими удовольствиями. Со смехом она и позволила мне (не называя ее имени) показать фасциногенный процесс на ее примере – на любимых тортиках (см. схему).
Процесс формирования зависимости и фасциногении, образно говоря, идет по спирали: в самом начале осуществляется проба некоего предмета или услуги (имеператрица Елизавета Петровна безумно полюбила, чтобы ей щекотали ступни), затем, если понравилось, возникает приятное удивление, за которым следует повторение пробы, удовольствие усиливается и закрепляется следующими повторениями и, наконец, может сформироваться состояние, которое эквивалентно выражению «Без этого я уже не могу жить!» Так говорят себе все, кто достиг уровня фасциногенной зависимости: сладкоежки, как моя любительница тортиков, курильщики, алкоголики, шопоголики, фетишисты, и так далее – вплоть до наркоманов всех мастей (ведь в наркоманию человека загоняют «пробы» и подкрепления блаженством!).
Когда желание перерастает в потребность, а потом переходит в пристрастие, и начинает формироваться фасциногения.

КАЙФ, или БЛАЖЕНСТВО

В глубинных механизмах формирования чарующе-услаждающих пристрастий и зависимостей вплоть до образования фасциногений, во всю фасциногенную силу и повелительность обнаруживает себя то, что нашло отражение в сленговом словце «кайф», а в культурной семантике скреплено термином «блаженство». В этом и заключен корень всех без исключения пристрастий и зависимостей.
Я мог бы стать наркоманом и осознал это в 70-летнем возрасте совершенно неожиданно.
Как всегда на январских каникулах приехала ко мне повидаться любимая моя дочурка Дашенька. Пять дней счастья пролетели. Вечером, накануне возвращения домой она вдруг прижалась ко мне и заплакала: «Папочка, я не хочу от тебя уезжать, возьми меня к себе». Я как мог ее утешал, она горько-горько плакала. Я был ошеломлен и готов был сам заплакать. Увидев навернувшиеся мои слезы, Дашенька перестала плакать. И сказала: «Папа, не плачь, я же буду всегда приезжать к тебе». Она, как и я, сознавала, что желание ее неосуществимо. Каждый год приезжает она в январе и в июле. В июле нам особенно хорошо: лето и сразу два дня рождения: 12-го – день создания фасцинологии, а 19-го – ее день рождения.
Утром я отвез ее на автовокзал, где ее ждала бабушка, чтобы увезти домой, в городок, в 4-х часах на автобусе от Екатеринбурга, где она живет с матерью. Вернувшись домой, я буквально провалился в никогда не испытываемое состояние опустошенности и тоски. Все бывало в жизни, и кризисы, и горе, но такого отчаяния и тоски – никогда. Заварил чай и вдруг вспомнил про коньяк – бутылка стояла полгода не распечатанная. Что-то толкнуло открыть ее. Я налил граммов 30 в маленькую рюмочку и выпил скорее машинально, с мыслью «может полегчает». И не только сняло стресс, а нежданно-негаданно охватила меня теплая волна расслабленности, и за ней разлилось такое умиротворенно-сладкое состояние, что я не притронувшись к чаю, лег. И в этом состоянии какого-то нежного райского блаженства, растворившего всю горесть, я постепенно погрузился в сон. А когда проснулся часа через два, стал другим. Во мне поднималась радость, прилив сил, бодрость. Душа словно напевала: «Как хорошо, что у тебя такая умная дочурка и она тебя любит!» 30 граммов хорошего коньяка подарили мне спасительное блаженство. Но я знал, что спешить с повторением не стоит, хотя очень хотелось еще раз испытать. Какой-то внутренний запрет сработал и когда я через три дня с некоторым трепетом налил 30 граммов и выпил в ожидании повторения, ничего не произошло. Чуточку опьянение – и только-то. И никогда больше не повторилось. Но если бы повторилось, я, не раздумывая, прилип бы к коньяку. Возможно и покупал бы только эту марку. Так, можно сказать экспериментально, я осознал неодолимость действия стимуляторов, если только они вызывают состояние блаженства, да еще в трудные минуты жизни. Мне стало понятно роковое пристрастие наркоманов.
Вот описание блаженства от наркотика, которое оставил поэт Теофил Готье: «… вдруг, внезапно красная вспышка пронзила мои веки, бесчисленные свечи взорвали темноту и я погрузился в теплый, чистый жар. Я точно знаю, что находился в том же месте, но оно казалось таким, каким бывает набросок по сравнению с картиной: все было больше, богаче, более пышно... я чувствовал себя счастливым. Я больше не чувствовал своего тела; причинные связи и дух были сильны; с помощью совершенной силы я поместил себя в неустойчивое состояние.
Так, мне представилось движение душ в райском мире, куда мы все должны отправиться после смерти. Голубоватая дымка, свет Ильзиана, отблески лазур-ного грота формировали атмосферу в помещении, где я смутно видел трепещущие, непонятные очертания; атмосфера была одновременно и жаркой и прохладной, влажной и сухой, она окутывала меня подобно сладкому желе. Когда я попытался двинуться прочь, ласкающий воздух создал тысячи роскошных волн вокруг меня; восхитительное томление пронизало мои чувства и отбросило меня назад на софу, где я «прилип» и расслабился подобно сброшенной одежде.
Тогда я понял степень совершенства удовольствия, испытываемого духами и ангелами, парящими в эфире и на небесах, и как хороша вечность в раю».
Многие зависимые, говоря о получаемом от пристрастия удовольствии, обозначают его именно как «райское блаженство».
Свое блаженство от героина наркоман из Сан-Франциско описывает так: «... это самый сладкий наркотик из всех... Когда пускаешь по вене, чувствуешь приход, близкий к оргазму.... Потом плывешь в облаках около четырех часов, ничего реального. Это похоже на полусон, как смотришь фильм. Ничего тебя не волнует, ты спокоен, тебе тепло. ...Тебе не нужен секс, еда, люди, не о чем беспокоится. Это похоже на временную смерть, жизнь без боли».
А вот как изобразил блаженство от первого же в его жизни затяжного прыжка с парашютом молодой парень-экстремал: «Когда меня впервые затащили на аэродром, я даже не предполагал, что, единожды прыгнув с парашютом, потом уже не смогу без этого жить… Я забыл, кто я, где нахожусь, как меня зовут и вообще все на свете. Возможно, я вопил от счастья, ибо то, что я увидел и испытал, потрясло меня до глубины души. Вокруг было невероятно синее небо. Такое синее, какого никогда – никогда!!! – не увидишь с земли, а внизу кучковались белые уютные комья облаков...Ощущения стремительного падения не было. Мне казалось, что я лежу на упругой воздушной подушке, я растопырил руки и ноги и полностью отключился от действительности, захваченный невероятным ощущением. Думать я положительно ни о чем не мог – все мысли сводились к отрывистым «Вау!!! Как здорово! Супер!!! Класс!!!» Я не знал, куда смотреть, на небо вокруг или на приближающиеся облака, и впервые в жизни жалел, что у меня нет глаз на затылке: мне казалось, что я сейчас плюхнусь в эти облака, как в самую мягкую на свете вату, и даже прикрыл глаза, настолько реальным это казалось. Но я никуда не плюхнулся, а продолжал лететь, и ощущение свободного полета лишило меня последнего рассудка. Таким сумасшедше счастливым я не чувствовал себя никогда в жизни. Я вообще никогда не чувствовал ничего подобного. …Кто прыгал, тот меня поймет, кто не прыгал – тот много потерял». Так он стал фасциноманом экстремального парашютизма.
А что может быть возвышеннее творческого блаженства с его одержимой захваченностью! «Над вымыслом слезами обольюсь», – говорил Пушкин. Лев Толстой ждал, когда придет чарующая «энергия заблуждения» (19) – так он назвал вдохновение и завороженное погружение в художественный вымысел.
Думаю, мощнейшим стимулятором формирования любого услаждающего пристрастия является состояние кайфа, райского блаженства (15; 21). И с момента открытия в 1953 году Дж. Олдзом и П. Милнером в мозге крысы центров подкрепления и наказания (удовольствия/неудовольствия) это состояние нашло свое нейрофизиологическое обоснование в этих мозговых структурах человека (11). Именно в центр удовольствия как в некий Рай организм посылает все ощущения и чувствования, от нежных касаний кожи до творческого восторга, вызвавшие вброс нейромедиаторов удовольствия и радости (прежде всего: допамина, эндорфинов, глутамата, серотонина, адреналина/норадреналина, окситоцина) и там происходит некая, до сих пор не разгаданная их биохимическая комбинаторика-обработка, результатом которой и является состояние райского блаженства, неги, всегда индивидуально-конкретизированное, уникальное, не передаваемое словами (вербальные описания – всего лишь более или менее приблизительные охудожественные слепки) и всегда сладостно волнующее и призывающее к повторению. А повторение – путь к закреплению блаженства в зависимость. Так, в общем и целом, и формируются, по всей очевидности, фасциногении, будь то страсть коллекционирования жуков или сексуальная перверсия.
Гнетущее переживание от исчезновения из жизни блаженства, к которому психика и весь организм привыкли, – вот истинный критерий фасциногенной зависимости. В определенной степени такое состояние сигнализирует о дистрессе, что почти аналогично «ломке» наркомана. Человеку становится неуютно, психологически дискомфортно, навязчиво минорно. Подобное давно подмечено в психиатрии и психотерапии, где критерием зависимости принято считать появление у человека стойкого синдрома лишения. То, от чего человек зависим, становится недоступным по каким-либо причинам (дефицит, запрет и т. п.) и расставание с предметом пристрастия вызывает:
- навязчивую обеспокоенность: что чего-то не хватает
- ощущение пустоты
- тревожное чувство себя «не в своей тарелке»
- дискомфорт, неудовлетворенность чем-либо
- апатию, безразличие, отстраненность
- подавленность, грусть, печаль, тоску
- раздражительность, злость, вспышки гнева
- тревогу, неуверенность, страхи
- чувство вины, обиды на кого-либо
- вялость, снижение работоспособности
- страдание, невыносимые душевные муки …
Все перечисленное в полном комплекте или в комбинациях и говорит: «Ты попал в плен зависимости!»
Близкая к этому картина, чаще всего в смягченном виде, наблюдается и при расставании с фасциногенным увлечением и пристрастием. Но бывает и круче. Попробуйте лишить живописца инструментов его творческой деятельности и мастерства. С ума сойдет. Стало аксиомой, что у подростков увлечение Интернетом и кибериграми часто переходит в зависимость (2). Запреты на киберигры и выход в интернетсети для подростков, то есть лишение их блаженства устрашающей фасцинацией* угроз, потому и приводит даже к такому выходу из захватившего их ранимую психику дистресса как суицид.
Какое именно блаженство и в какой интенсивности испытает в своей жизни каждый конкретный человек, зависит от множества факторов (от генетических до этно-социальных), главное – оно непременно будет испытываться, так как все люди эволюционно наделены нейрофизиологической и гормональной системой удовольствия и блаженства.
Фасциногенное блаженство – самое дорогое на свете для человека удовольствие и с ним нужно обращаться очень осторожно и бережно...

ДОПОЛНЕНИЕ К ФРЕЙДУ: ФАСЦИНАЦИЯ КАК ИСТОЧНИК СЕКСУАЛЬНЫХ ПЕРВЕРСИЙ

З. Фрейд не мог не отметить впечатывающегося в память ребенка воздействия особо ярких, шокирующих, впечатлительных сигналов и ситуаций сексуального характера и влияния их на формирование индивидуальных особенностей сексуального поведения.
Освоение жизни через богатство сладких ощущений у человека приобретает опасность формирования разного рода искаженных зависимостей, в первую очередь вкусовых и сексуальных. Вкусовые ведут к ожирению, сексуальные – к формированию разного рода перверсий, в частности сексуального фетишизма в громадном многообразии его форм (сексопатологи насчитывают более тысячи форм сексфетишизма). Это происходит в силу достаточно легкого у человека образования сладостно-фасцинативных ассоциативных связей и закрепления их в эмоциональной памяти. И самые опасные для перерастания в аддикции – первые оргазмические удовольствия, протекающие как потрясение, сладостный обжигающий шок. К. Ясперс отметил: «Извращения возникают в связи с первыми переживаниями; их удовлетворение сохраняет связь с однажды пережитыми формой и объектом» (20, С 541).
Всем известны и понятны чарующая оглушительность первого поцелуя и первых тактильных ласк. Но эти ощущения могут быть испытаны в самых неожиданных сочетаниях с другими ощущениями и сигналами-образами, как это и происходит часто в самом раннем возрасте. «Опасности предварительного наслаждения» – так З. Фрейд назвал одну из глав своих «Очерков по психологии сексуальности», отметив «повышенную цепкость или способность к фиксации ранних впечатлений сексуальной жизни, которыми необходимо дополнить у будущих невротиков и у перверзных фактические данные, потому что такие же преждевременные сексуальные проявления не могут у других лиц запечатлеться так глубоко, чтобы навязчиво требовать повторения и предуказать сексуальному влечению его пути на всю жизнь. Объяснение этой цепкости кроется отчасти, может быть, в другом психическом моменте, от которого мы не можем отказаться для объяснения причин неврозов, а именно в перевесе в душевной жизни значения воспоминаний в сравнении со свежими впечатлениями». Очень симптоматично высказанное при этом признание Фрейда: «Значение всех ранних сексуальных проявлений увеличивается благодаря психическому фактору неизвестного происхождения (выделено мной. – В. С.), который пока можно изобразить, разумеется, только временно, как психологический феномен» (17).
Эту «цепкость фактора неизвестного происхождения» теперь можно, как мне думается, назвать – это сексуальная фасцинация. Первые сладостные сексуальные ощущения обладают шокирующей новизной и запоминаемостью, а значит, и повышенной фасцинацией.
Приведу несколько клинических описаний перверсий из классического труда Рихарда фон Крафт-Эбинга «Половая психопатия» (8), сформированных первыми сексуальными впечатлениями и иллюстрирующих их несомненно фасциногенный источник.
И. Г., 26 лет, явился в 1883 г. с жалобой на сильную неврастению и ипохондрию. Однажды он был случайным свидетелем того, как служанка его матери, во время мытья окон, разбила стекло и сильно порезала себе руку. В то время как он помогал ей остановить кровотечение, его охватило неудержимое желание высосать вытекшую из раны кровь; он удовлетворил это желание, причем испытал сильнейшее эротическое возбуждение, дошедшее до полного оргазма и семяизвержения. С этого времени он стал всячески искать случая доставить себе возможность созерцания, а то и вкусового ощущения вытекающей свежей женской крови, предпочтительно крови молодых девушек. Он не останавливался ни перед какими жертвами, ни перед какими денежными затратами, лишь бы добиться своей цели. Вначале к его услугам была названная молодая горничная, которая, согласно его желанию, позволяла наносить себе уколы в палец иглой и даже ланцетом. Мать, однако, узнала об этом и отказала служанке. Тогда он обратился к продажным женщинам, долженствовавшим заменить ему молодую девушку, что, правда не без большого труда, удавалось довольно часто. Нервное страдание заставляло его посетить многие курорты... Он пользовался водолечением, лечением электричеством и укрепляющей терапией, но без особенного успеха. Стоило больному выйти из-под врачебного надзора, и он снова становился жертвой своей старой страсти и не щадил ни труда, ни денег, чтобы удовлетворить половую похоть указанным ненормальным способом.
Ц., 28 лет, с невропатической наследственностью, невропатической конституции, утверждает, что уже на 11-м году имел поллюцию. В это время он был высечен матерью, сечение в тот момент причинило только боль, но впоследствии в воспоминании оно сочеталось с сладострастным ощущением. Под влиянием последнего чувства он все чаще воспроизводил этот факт в своей памяти и при этом сам себе наносил удары по ягодицам. Около 13 лет он почувствовал склонность к изящному дамскому башмачку с высоким подъемом. Помещая такой башмачок меж бедер, он достигал извержения семени. Постепенно для этой цели ему достаточно было одной мысли об этом. К мысли о башмачке вскоре присоединилось еще мазохистское представление, дававшее ему значительно большее удовлетворение. Он представлял себе, что лежит у ног красивой молодой дамы и что она топчет его своими прелестными башмачками. При этом представлении у него возникало извержение семени.
Другой пациент свидетельствует, что, когда ему было 10 лет, развратная воспитательница, крепко прижав его к своему телу, заставила ввести палец себе во влагалище. Поднеся случайно после этого палец к носу, он ощутил запах, доставивший ему большое удовольствие. Под влиянием безнравственного проступка, на который его склонила эта женщина, у него стали появляться окрашенные сладострастным ощущением представления, будто бы он, закованный, зажатый между бедрами женщины, должен был спать под ее ягодицами и пить ее мочу. На 19-м году он отказался окончательно от надежды побороть свое половое извращение. Когда однажды женщина помочилась ему в рот, он испытал самое большое наслаждение. После того он совершил половой акт с этой женщиной. С этого времени с удивительной периодичностью через каждые 4 недели он испытывал неудержимое влечение повторить описанную ситуацию (8).
А вот пример из признаний читательниц «СПИД-ИНФО»: «Несколько лет назад моя бывшая подруга пристрастила меня, тогда 16-летнюю, к занятию, которое, как я теперь понимаю, называется мастурбацией. Сидели поздно вечером у меня дома, и она предложила мне «показать», а я согласилась «попробовать». Прошло четыре года, я уже вступала в интимные отношения с ребятами, но это занятие бросить не могу – оргазм получаю только так».
Широко распространено в среде педофилов растление девочек через угощение конфетами (сладенького так хочется!) с переходом к тактильным ласкам. Быть может, значительно большее количество женщин имеет в своей биографии опыт именно такого «нежно-ласкающего» растления, чем сексуального насилия (а сексуальному насилию, по социологическим данным, подвергается до 60% женщин). Если о насилии многие из них умалчивают, то о таком приятном, хотя и несколько пугающем, опыте тем более. На легкость растления малолетних и формирование сексуальных перверсий и указывал З. Фрейд, связывая это с оглушающим действием первых сексуально окрашенных или сладостно-сексуальных удовольствий. Герой В. Набокова Гумберт в «Лолите» обречен на сексуальное пристрастие к девочкам-подросткам, так как еще в детстве испытал безумную страсть к двенадцатилетней девочке, создавшую в его «сексуальном мозге» через посредство сексуального фантазирования доминанту на «нимфетку». Лолита и стала ею.
Опасность фасцинации, как я уже отметил выше, заключается в том, что любое яркое, волнующее удовлетворение базовых потребностей организма мгновенно связывается в стойкую замкнутую цепочку «потребность – удовлетворение – удовольствие – сигнал». В этой цепочке сигналом может стать и вид предмета удовлетворения (нейрофизиолог К. Прибрам отметил, что макакам по ходу эксперимента не надо каким-то способом втолковывать, что такое арахис, они узнают его по скорлупе сразу после первой же очаровавшей их вкусовой пробы (22)), и сопутствующие удовольствию явления (звуки, запахи, образ ситуации, эмоциональное состояние страха и т. п.). Фасцинативный сигнал – это дурманящий, гипнотизирующий, магнетизирующий, оглушающий сигнал.
Таким образом, можно сделать заключение, что тот «цепкий психический фактор неизвестного происхождения», о котором говорил З. Фрейд при анализе истоков сексуальных перверсий, есть не что иное, как мощная наслаждающе-шокирующая фасцинация, формирующая психофизиологическую доминанту, пробивающая и отбрасывающая прочь все нравственные и психологические преграды и создающая цепкие зависимости, часто неодолимые на всю жизнь. Такова сила услаждающей фасцинации.
Фасцинация в детские и юношеские годы самая цепкая, но и самая опасная, легко уводящая в омут фасциногений.

О РОКОВОЙ СЕКСУАЛЬНОЙ ФАСЦИНОГЕНИИ ПЕДОФИЛОВ

Педофил – изгой рода человеческого, раб извращенной похотливой страсти, растлитель детей, а с точки зрения фасцинологии – жертва роковой фасцинации, несчастнейший из смертных, достойный не только презрения, но и жалости и сожаления.
Став педофилом, мужчина (женщины страдают этой зависимостью значительно реже) уже не может ни совладать со своей извращенной тягой к удовлетворению сексуального желания с малолетними, ни избавиться от нее.
Древние римляне любви страшились, называли ее родом безумия, одурманивающей фасцинацией. Они приветствовали и вовсю практиковали в отношениях мужчин и женщин фасцинацию похоти. Этого, по их общему мнению, вполне достаточно, чтобы предаваться дарованным природой утехам сексуального сладострастия. И в этом они достигли изумительной извращенности. Этакие Казановы древности! А фасцинации любви страшились и старались избегать, сопротивляться её колдовским чарам. Когда поэт Овидий начал воспевать романтическую любовь, император Октавиан Август сослал его на окраины Римской империи, где тот в тоске по Риму и умер.
Современные психиатры в большинстве своем характеризуют любовь как вид психологической зависимости. В основе ее лежит неодолимая тяга к сексуальному обладанию особью противоположного пола (у гетеро ориентированных), сексуальное возбуждение, желание, приобретающее форму доминанты, захваченности, при которой в сторону отбрасывается все, а на острие внимания, интереса, любования, восторга выходит предмет любви, он или она, единственный и неповторимый. Это и есть сексуальная фасцинация, достигающая уровня неодолимой захваченности. Ведь что такое фасцинация как феномен психики и поведения? Это захват психики в воронку восторга, эйфории, экстаза или леденящего страха и шока, перечёркивающий и стирающий в мозге любые иные восприятия. Резкое сужение сознания и даже часто его отключение. Чарующая фасцинация вспыхивает как предвкушение наслаждения.
Педофил – раб чарующей сексуальной фасцинации. Эта фасцинация знакома всем людям, она сотворена эволюцией и дана всему живому, разделённому на два пола, чтобы они неодолимо, с волнением и вожделением, тянулись друг другу, испытывали от контакта удовольствие, причём захватывающее, что обеспечивало бы появление потомства. А иначе – вырождение вида, исчезновение его с карты планеты. Сексуальная фасцинация обеспечивает страстный рывок особей мужского и женского рода друг к другу. У человека эта страсть подкрепляется наслаждением оргазма и жаждой его повторения. Люди, в этом отношении те же животные, захваченные сексуальным вожделением, названным Фрейдом «либидо», а в просторечии называемом похотью. Древнеримский поэт Ювенал писал: «Ведь одинакова похоть у высших, как и у низших». Знал прекрасно это и Лев Толстой, создавая «Крейцерову сонату», образы отца Сергия и Евгения Иртенева в «Дьяволе», страдающего от неудержимой похоти к крестьянке Степаниде. Знал он и на себе испытал, сколь безобразна в человеческом исполнении похоть, к каким страшным порой последствиям в жизни она ведет.
Один только вид тела противоположного пола вздергивает внимание, пробуждает волнение, совершает вброс соответствующих сексуальному настрою гормонов, приводит, – мужчину особенно, – в состояние трептной мобилизации на готовность к ухаживанию и достижению сексуальной цели. Дальнейший сценарий поведения известен: устремленность к волнующей особи, страстные речи, красочное демонстрирование влюбленности, комплименты, подарки, и… жажда обладания. Финал тоже известен: постель, оргазм, брак, дети… Это в норме, в том сценарии, который поощряла и развивала эволюция.
Но любой эволюционный сценарий подвержен отклонениям в силу ли биологических мутаций (отсюда, по-видимому, и гомосексуальность) или социогенных мутаций (самые невероятные сексуальные предпочтения, создаваемые воображением у разных социумов). И одним из отклонений является как раз влечение к сексуальному контакту – причём исключительно ради удовольствия и оргазма! – с малолетними, то, что и получило название педофилии. Педофил одержим волнующей сексуальной фасцинацией обладания телом ребенка. Он – сладострастный растлитель детей.
С педофилом происходит то же, что и с любой захватывающей зависимостью, в том числе игровым азартом и химической наркоманией. Основы всех видов зависимости лежат в фасцинации. Вот этот фасцинирующий психику процесс: сигнал > возбуждение > влечение > захваченность > удовлетворение страсти > подкрепление её услаждающим удовольствием (оргазмом, наслаждением, восторгом) > закрепление этого подкрепления в центре удовольствия в мозге > образование доминанты на повторение услаждающего цикла > усиление подкрепления и закрепления > итог: ЗАВИСИМОСТЬ! Этот процесс от первой встречи, доставившей сладостное удовольствие, до образования блаженства зависимости, я изобразил в виде схемы спирали (см выше), и в ней для педофила на место «первого впечатления» надо только поставить «первое сексуальное наслаждение от контакта с ребенком».
Спираль возрастания порочной сексуальной тяги захватывает педофила, как только он по какой-то причине потянулся к малолетнему ребёнку, почувствовал сексуальное возбуждение, разогреваемое сильнее еще и тем, что оно осознается как запретное и возникает дополняющая влечение фасцинация экстремальности; и если все это заканчивается совращением невинного дитя и необыкновенным по силе оргазмом, педофил, можно сказать, «испекся», и дороги назад ему уже нет, поскольку столь шокирующее сладостное потрясение, роковое блаженство, какое он испытал, мгновенно и навсегда закрепляется в лимбической, эмоциональной системе мозга, в первую очередь в центре вожделения, амигдале, и в центре подкрепления удовольствием. Круг замкнулся, в обществе появился педофил-растлитель: осторожный, тонко чувствительный, умелый психолог соблазнения детских душ, пускающий в ход сладости, поглаживания, поощрения, покровительство, хитрости и тому подобные приёмы, наработанные веками педофилии.
Самое страшное для педофила заключается даже не в той опасности разоблачения, которую он по доброй воле на себя взвалил со своим пороком и всегда имеет в виду. Страшнее то, что у него нет иного выхода: фасцинирующая воображение захваченность сексуальным контактом с малолетним достигает у него степени наваждения, она уже никогда не гаснет и имеет тенденцию только усиливаться. И в тюремной камере педофил в воображении разыгрывает сцены растления детей. Поэтому вышедший на свободу педофил остается тем же педофилом, с той же фасцинацией извращенной сексуальной зависимости. Рецидив педофильства огромен – почти 100%. Педофила может вычеркнуть из его фатального сексуального пристрастия только смерть.
Или хирургическая операция по удалению части амигдалы. Но это операция и рискованная, и с непредсказуемыми последствиями, поскольку амигдала и мала (величина ее – с миндалину), и слишком сложна по своей системности и структуре. В этой миндалине целая вселенная, заложенная в неё эволюцией длительностью в миллиард лет! Возможный исход хирургического вмешательства – человек-растение. А кому он нужен такой, хоть он уже и не педофил. Его же кормить надо, за ручку водить, следить, чтобы фекалил там, где положено...
Понимание механизмов воздействия сексуальной фасцинации при формировании сексуальных перверсий, извращений и перехода их на уровень безысходной зависимости, сексуальной наркомании, приводит к выводу, что иного пути для общества нет – обуздание педофилии возможно только насильственным способом.
Удивительно, но некоторые педофилы это понимают и сознают свою безысходность. Самостоятельно они не в силах отторгнуть тягу к сексуальным контактам с малолетними. Более того, если по тем или иным причинам удовлетворение их страсти невозможно (нет соблазняемых и условий), они идут на опасное преступление, на изнасилование ребенка и убийство, чтобы скрыть следы насилия. Именно поэтому появляются педофилы, которые сами просят произвести над ними кастрацию. Они сами устанавливают безошибочный и точный психиатрический диагноз самим себе. Впрочем, вероятно не поможет и химическая кастрация, если подтвердится высказанная в последнее время гипотеза о генетической природе педофилии...

СЕТЕВАЯ АФОРИЗМАНИЯ И ДРУГИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ФАСЦИНОГЕННЫЕ БЛАЖЕНСТВА

С изобретением и стремительным развитием Интернета человечество обрело новый вид общения, погрузилось в него с головой и ... прибрело со всеми его несомненными плюсами также и явные минусы. Об одном из них хотелось бы сказать особо. Связан этот минус, как это ни покажется парадоксальным, со страстным желанием людей выглядеть умными.
Оставлю в стороне фотоманию, шквал фотографий, которыми заполнены все сети. Эта тяга к демонстрированию себя любимого запечатленного в фотографиях не столь опасна. Сконцентрирую внимание на речевом демонстрировании участников сетей.
Создается такое впечатление от многих участников интернет-общения в сетях, что с ними произошло некое зашкаливание на цитировании афоризмов и изречений.
Афоризмы всегда были в ходу, особенно в культурных сферах. В некоторых обществах существовала даже особая рафинированная культура цитирования: полагалось насыщать свои произведения, письма, беседы цитатами из знаменитых романов и афоризмами мудрецов. А в салонах Европы XVIII-XIX веков было модно слыть остроумными, фонтанировать шутками, каламбурами, сочными цитатами. Салонные остроумцы звались петиметрами и щеголяли друг перед другом веселыми фразами и каламбурами. А поскольку большинство из них были отнюдь не Ларошфуко и Оскары Уайльды, а только Евгении Онегины, учившиеся понемногу чему-нибудь и как-нибудь, то находили выход в заучивании острот, каламбуров и парадоксов из книг. Для них специально и стали издавать сборники афоризмов и изречений.
Этот феномен не своего, а заёмного остроумия буквально захлестнул общение людей с появлением Интернета и его социальных сетей. Вот оно раздолье для заёмного умничанья! Любой невежда и дурень имеет возможность порыскать по сайтам и блогам афоризмов (а их уже сотни и число их множится, есть даже программа-«рыскалка» по выдергиванию нужных цитат на любую тему) и надергать по своему вкусу и интеллектуальному уровню. Колоссальное облегчение для всех заёмных остроумцев и шутников! А поскольку фасцинирует психику то, что созвучно и создает греющие сердце ассоциации, то выдернуть свою фасцинацию стало проще простого. Худо то, что особенно тяготеют к такому согревающему выуживанию из копилок афоризмов великих и знаменитых людей лица с комплексами и проблемами. Скажем, брошенная мужем женщина провалилась в депрессию и невзлюбила род мужской. И тут как тут ей тысяча подсказок великих женщин и звезд, от Клеопатры до Фаины Раневской и Мадонны, особенно феминисток. Раздолье поиздеваться над мужской тупостью, скотоподобием, блудливостью и т. д. Этакая сетевая солидарная месть обижаемых мужчинами (мужьями, начальниками, любовниками) женщин. И то же самое происходит у обижаемых женщинами мужчин-женоненавистников. Что особенно меня поразило, это агрессивная анти-мужской направленности пошлость женщин. Вот не самый пошлый пример: «Мужчины, не загоняйте женщину в угол... Она поплачет, подумает, и... угол будете искать вы!!» Каково остроумие? Война полов!
На фейсбуке, кажется, несколько культурнее (возможно я ошибаюсь), афоризмов тоже хватает, но всё же не столь пошлых. А есть и замечательные. Но всё, как говорится, в меру. Интересны те участники, которые САМИ мыслят и дарят СВОЕ остроумие. Это фасцинирует как мед или бальзам, в отличие от карамелек с повидлом из заезженных цитат, вроде «нельзя войти в одну и ту же реку дважды», будь они хоть от Цицерона, Сократа или Пушкина.
Не прошло это новое явление афоризмообилия от внимания психологов и психиатров, идут разговоры о том, что следует изучать и лечить новую психопатологию – афоризмоматию и афоризматиков. Афоризмания порождена фасцинирующей захваченностью афоризмами, заемным остроумием. Ну так хочется невежде и глуповатому недоучке слыть умным и мудрым. А где их взять, если в слове «еще» делаешь четыре орфографических ошибки и убежден, что Солнце вращается вокруг Земли (как показал недавний социологический опрос центра Левады, более 30% россиян так считает). При этом, как известно, чем человек тупее, тем труднее его расшатать хоть на маленькую самокритичность. Вот он, такой гениальный и самоуверенный, набитый афоризмами как дешевый матрац ватой, и обрушивает на человечество чужие мысли, шутки, парадоксы, изречения, упиваясь тем, что в сетях на них реагируют десятки, сотни, а то и тысячи своими лайками «мне нравится», выдавая в ответ столь же фасциноманные свои, то есть опять же чужие, афоризмы. Цунами афоризмании захлестнуло Интернет, стихия неуправляема и порождает хаос разума. Человечество при таком заёмном умничанье только тупеет и впадает в инфантилизм. Нейрофизиологи все более склоняются к выводу, что увлечение сетями ведет к деградации мозга и даже уменьшают его объем.
А где МЕРА в использовании афоризмов? И возможна ли она, помня закон фасцинирующей захваченности психики?
В последнее время появилась новая психологическая зависимость, сводящая с ума подростков и их родителей – зависимость от наслаждения кибериграми. Не столь безобидная, как может показаться. И настолько захватывающая, что все чаще, как я уже сказал выше, при запретах подростки не выдерживают стресса и бросаются в суицид. Каково должно быть удовольствие от игр и сетей, если ребята прощаются с жизнью!
Охват интернетом и сетями идет по нарастающей и к 2020 году по прогнозам специалистов для 95 % землян Интернет и сети станут неотъемлемым атрибутом жизни. И в дополнение к ставшими уже привычными пристрастиями к кибериграм и многочасовому блужданию по сетям, в самое последнее время стремительно добавились новые, порожденные мобильной связью с ее необозримыми фантастическими возможностями.
Айфоны и смартфоны уже стали атрибутами повседневности до такой степени, что, как сформулировали социологи, опросившие владельцев этих популярынх гаджетов, для многих молодых людей смартфон стал необходимее и приятнее... секса. Со смартфонами ложатся спать и по ночам просыпаются не раз, чтобы заглянуть в него. Результаты недавнего опроса, проведенного в Великобритании Durex, показали, что 5% британцев предпочитают не расставаться с собственным смартфоном даже во время секса, а 12% респондентов хоть раз, да отвечали на звонок во время полового акта (из сообщения «Дэлайт новости» на странице http://delate.info/24586-ne-menee-5-britancev-polzuyutsya-facebook-vo-vremya-seksa.html).
Снабжение смартфонов отличными фото-видеокамерами породило повальное увлечение так называемым селфи, аутофотографированием самих себя везде и всюду. Тут же появились пристрастия, доходящие до фанатичной захваченности. И даже с элементами неприличия. Так, часть смартфонной публики увлеклась эксгиби-селфи, выкладывая в сети инстаграм свои обнаженные прелести. Другие выдумали невообразимые розыгрыши-искажения, особенно впечатляющие в виде скотч-селфи. Ну, а большинству важно просто запечатлеть и максимально растиражировать себя-любимых на весь земной шар. До такой степени, что теряется контроль и несколько увлеченных селфи настолько заигрались в аутодемонстрировании, что попали на мушку правоохранительных органов и были изобличены как разыскиваемые преступники. Провалившись в фасциногению селфи они забыли обо всем на свете, даже о своей безопасности.
2014 год открыл еще одну невероятную фантастическую страницу в мобильной связи: «умные очки» Google Glass. Теперь, чтобы видеть и фиксировать увиденнное, достаточно иметь прикрепленный к надбровью электронный глаз. Более того, к тому, что показалось интересным, с помощью умных очков тут же можно подключить друзей и, насколько я понимаю, нужные организации. В конечном счете Google объединит в Google Glass три функции: дополненную реальность, мобильную связь плюс интернет и видеодневник. Это невероятно расширяет возможности не только мобильной связи, но эффективного использования завораживающей и актуальной визуальной фасцинации. Грядет, как не без сарказма, говорят знающие люди, век всеобщей слежки и... фиксированного видеодоносительства. И, конечно же, никогда не исчезающий у человека эволюциогенный вауэризм получает с умными очками второе дыхание. Вот уж где расцветет новый вид фасциногений! Меня же это изумительное изобретение привлекло тем, что я получаю легкий в использовании мобильный аппарат для фиксации множества коммуникативных нюансов. Мечта фасцинолога!

О ФАСЦИНОГЕНИИ ФАНАТИЗМА

Фанатизм как состояние сознания и форма социального поведения в последнее время становится предметом углубленного исследования социологов, психологов, социальных этологов, антропологов. И это закономерно, поскольку обострение социальной и религиозной конфликтности во всем мире достигает уже катастрофических масштабов и негативный вклад фанатизма в эту экспансию осознается всеми.
Что представляет собой феномен фанатизма с точки зрения фасцинологии? Не является ли он экзистенциальным фактором человеческой психики, если иметь в виду такие его качества как доминантную целеустремленность, высокую идейную и коммуникативную энергетику и экспансивность? Во всяком случае для «классиков» политического и религиозного фанатизма это в высшей степени характерно. Б. Данэм так охарактеризовал идейную целеустремленность основателя протестантизма Мартина Лютера: «Лютер был действительно опьянен, но не вином, а тем, что казалось ему велением святого духа, а в действительности было требованием его совести. Это опьянение у него постепенно усиливалось, вплоть до самой смерти, и оказало влияние на его посмертную славу». И добавляет верное, на мой взгляд, замечание: «Пожалуй, лишь немногие революционные деятели XX века были склонны демонстрировать свою одержимость идеей так открыто, как Лютер, но в той или иной степени она наблюдалась у всех.» (4, С 303-304)
Петер Концен очень точно сформулировал историческое значение фанатиков: «Без фанатизма не произошло ни одного великого события за всю историю» (7). Но сказанное относится к фанатизму особого типа людей – идейных, политических, религиозных, национально-этнических лидеров, наделенных пассионарностью и харизмой. Их влияние на массы огромно и потому П. Концен в своей оценке абсолютно прав.
Однако фанатизм по сути пронизывает поведение людей во всех сферах жизни (см.: 5). Так, обычный человек, попадая под фасцинирующее влияние харизматических фанатиков, сам становится в меньшей или большей степени фанатиком, будучи «отравлен», зомбирован идеями и лозунгами фанатиков-лидеров. Это подтверждается всем ходом истории и особенно проявляется в массовом религиозном фанатизме.
Но и повседневно-бытовой фанатизм, заслуживает особого внимания и исследования, так как слит с повседневностью человеческого существования всех без исключения людей и только на его основе может реализоваться любой другой фанатизм.
Два приятеля в г. Ирбит Свердловской области поспорили о том, что лучше, поэзия или проза. Хозяин квартиры, 67-летний пенсионер, увлекался сочинительством и его произведения и статьи неоднократно публиковались в местной газете. А его 52-летний друг любил поэзию. Выясняя, какое из этих направлений более достойно восторга, каждый стоял на своем, дискуссия под воздействием алкоголя переросла в ссору, потом в острый конфликт, закончился который ударом подвернувшегося под руку кухонного ножа, нанесенного поэтом в сердце своему другу-прозаику. Можно сказать, что приятели в процессе спора превратились в фанатиков противоположных точек зрения и уже не могли остановиться в охватившем их фанатичном безумии. Фанатики всегда не только упорны и категоричны в отстаивании своих взглядов, но зачастую и гиперэмоциональны, а это, как известно из криминалистической практики, приводит и к убийствам в состоянии аффекта. Подчеркну эту мысль: эмоционально разогретый sapiens регрессирует и превращается в фанатика-потенциального убийцу и садиста даже в бытовых разборках.
Жюль Ренар остроумно съязвил, что самые страстные дискуссии следовало бы заканчивать словами «А кроме того, ведь все мы скоро умрем» ( 14, С 288). Увы, для фанатиков совет Жюля Ренара не более, чем риторика, выйти из спирали яростного противостояния они не могут и не умеют.
Спрашивается, почему? Ведь люди же, и наделены высшим достижением эволюции – разумом. Все дело... в фасцинации. Фанатик превращается в гневное существо, которое захлестнуто устрашающей фасцинацией с ее сужением сознания вплоть до отключения его критического потенциала, доминантой упорства и гнева, захваченностью своей идеей и эмоциями, коммуникативно избыточной экспрессией. Все это в сумме и создает состояние эмоциональной регрессии и аффекта яростной страсти, вспышки безумия.
Приведенный выше пример ссоры приятелей – модель человеческого конфликтного поведения. Любого, будь то ссора приятелей, жены с мужем, депутатов парламента цивилизованной страны или правительств государств, подозревающих друг друга в пакостях. Фанатизм имеет в основе своей эволюционно-экспансивную, нацеленную на победу фасциногенную страсть. В этом отношении все люди фанатичны, поднеси только спичку к заложенному в них эволюцией фасциногенному фугасу. Хоть на кухне, хоть на площади. Б. Рассел сто раз прав, что все зло в человеческой истории творится из-за фанатизма и нормальных людей почти нет ( 12 ).
К этой взрывоопасной фасциногенной начинке следует добавить еще одну не менее фасциногенно-опасную. Я имею в виду необыкновенную легкость гомо сапиенса выдумывать самому и присоединяться к выдуманным другими (гуру) так называемым сверхценным идеям, прочно к ним приклеиваться и в этом отношении становиться акцентуальными, по Леонгарду, параноиками. К фанатизму, на мой взгляд, всегда прикрепляется вирус паранойи, а паранойя, в свою очередь, подпитывается фанатизмом. Брат и сестрица в связке человеческого безумия на всех уровнях и во всех человеческих типах от клинических идиотов (а идиоты и глупцы как правило гиперфанатичны) до гениев науки и искусств. Вполне вероятно прав Г. Маркус, назвав сознание человека нелепым клуджем (9), созданным эволюцией для выживания наспех и все еще не вырвавшемся из-под власти древней лимбической системы мозга (все аффекты из нее!) и даже часто катастрофически искажающим ее биогенное функционирование своими «идиотическими» приказами (так террорист-фанатик уверен в своей идее-фикс и приводит в соответствии с ней в деструктивную динамику свою психику и соматику). Один православный теоретик, изучивший азы нейрофизиологии, пришел к выводу, что Дьявол искушает человека и провоцирует его на все грехи и непотребства от чревоугодия и блуда до богохульства... через лимбическую систему. Очень похоже на идею клуджа, только в православной формулировке.
Нейрофизиологи сканировали мозг буддистов в моменты медитации и открыли в нем медитативное блаженство (10). Было бы крайне интересно провести сканирование мозга террориста-смертника: ведь только фасциногенная промывка мозгов (захваченность, сужение сознания и сброс критичности разума, восторженное воображение предстоящего слияния с аллахом, доходящего до блаженства) приводит его к радостно-истериче-скому переживанию счастья предстоящей добровольной смерти, сопровождаемой убийством «неверных» во имя аллаха (см. подробнее 16).

ФАСЦИНОГЕНИИ ДВОЙНИКОВ

Очень интересен с точки зрения фасцинологии феномен «двойника/двойников», прежде всего двойников знаменитостей, «звезд». Двойники знаменитостей провоцируются в фасциногению подражания, часто умышленно или спонтанно играя «под оригинал».
Разительное сходство с оригиналом-знаменитостью, обнаруженная «зеркальность», неизбежно влияет на психику «копии». Представим себе такой сюжет. Подрастает девушка и вдруг кто-то говорит ей с ярко выраженным удивлением: «Да ты же копия Анька Семенович! У тебя даже грудь такая же огнеопасная!» Свершилось, это начало изменения судьбы, а точнее – сама судьба. Во-первых, если девушке сравнение по душе, она начнет пристально изучать свою внешность и соотносить ее с внешностью Анны Семенович (это при теперешнем распространении качественных фотосайтов легко). Убедившись в поразительном сходстве, девушка может выбрать путь его подчеркивания: копировать пластику тела, подгонять под оригинал мимику, и, естественно, свои наряды. Это непременно приведет к тому, что возгласы «Да ты как капля воды Аня Семенович!» будут сыпаться на нее со всех сторон. И главное, что будет происходить теперь с девушкой, это изменение ее психики и поведения. Вплоть до возможной акцентуированной легкой паранойи (что случается с двойниками).
Но ведь возможен и другой сюжет. Обнаруженное сходство девушке неприятно и оно ее коробит. Что делать? Понятно, что в первую очередь лучше всего резко изменить свой имидж, стиль, какие-то знаки сходства (перекрасить волосы, изменить макияж и т. д.), чтобы не вызывать ассоциацию копии. А что делать с грудью? Не идти же под нож хирурга для усекновения до нулевого размера. Проблема может оказаться весьма серьезной и прежде всего тем, что девушка будет об этом постоянно думать, нервничать, а то и в депрессию провалится.
Те изменения психики, которые происходят у двойников знаменитостей, еще почти не исследованы, а они крайне интересны для понимания аутогенных (изменения во внутреннем мире «копии») и социогенных (общение, легенды и мифы, отношения) факторов двойничества. Во всяком случае можно с уверенностью констатировать явное наличие фасциногеных процессов в сумме этих факторов-детерминант, особенно у тех «копий», которым сход-ство доставляет удовольствие, разжигаемое окружением.
На феномене двойничества сформировалась в последние десятилетия особая индустрия, подстегивающая изменение психики «копий» до фасциногений (нарциссизма, паранойяльных тенденций, шоу-игры). Индустрия включает не только пластических хирургов, но также имиджмейкеров, стилистов, психологов, и, что особенно важно, создание фирм, специализирующиеся на поиске, шлифовке, показе и демонстрационном внедрении двойников. Существуют уже целые «фабрики двойников», которые организуют конкурсы двойников, участие их в совместных шоу со своими знаменитыми оригиналами. Двойника знаменитости можно приглашать в качестве «свадебного генерала», для веселости пикника, для щекотания нервов. В США функционирует около ста компаний, предлагающих услуги двойников. За весьма достойную плату в гости может приехать Элвис Пресли или Мэрилин Монро, выступить Джордж Буш или Фидель Кастро. Подобные выступления больше напоминают веселые розыгрыши и американцы, обожающие всевозможные пародии, готовы платить тысячи долларов, лишь бы к ним наведались звезды (то есть их точные копии).
Так, некий Грэхем Картрайт стал лучшим двойником легендарного Роберта Де Ниро. Его еще в середине 70-х годов случайно встретил на улице голливудский продюсер Георг Дойл. «Сначала я не поверил своим глазам, когда увидел Роберта в грязном строительном костюме, стоящего возле машины с цементом, – вспоминает Дойл. – В то время он уже успел сняться во второй части «Крестного отца» и был довольно популярен. Изумленный, я вышел из машины и, только столкнувшись с ним лицом к лицу, понял, что ошибался». Дойл пригласил Картрайта работать в Голливуд. И бывший чернорабочий с незаконченным школьным образованием стал набирать стре-мительную популярность, участвуя в развлекательных шоу. Даже «реальный» Де Ниро, давая как-то интервью журналу Premiere, заметил: «Когда Картрайт находится рядом, временами мне начинает казаться, что именно я его двойник, а не он мой».
А вот как описывает свою включенность в индустрию двойников одна из «копий», очень похожая на… Монику Левински и относящаяся к своему сходству с иронией: «В настоящий момент я сотрудничаю с двумя агентствами двойников. Моя фотография имеется и в их каталогах, и на Интернет-страницах. То есть, на меня можно, так сказать, «сделать заказ», через агентство разумеется. Затем агентство показывает мне список заказов – при этом несерьезные предложение отфильтровываются сразу. Я не люблю выступать на частных вечеринках. Мне больше по душе «официальные» выступления – на рекламных презентациях, открытиях магазинов и тому подобное. Бывает, что фирмы устраивают на своих презентациях так называемый «уголок знаменитостей». Это самое милое дело: сидишь себе там целый вечер, ешь и пьешь за счет фирмы, общаешься с другими «знаменитостями». Иногда кто-то хочет с вами сфотографироваться, – ну, время от времени приходится, правда, отвечать на какие-то глупые вопросы. И больше в сущности ничего...» (см. 13)
Двойничество заполняет сознание и жизнь двойника, у некоторых происходит то, что называют «измененное сознание», но с поправкой – не психоделически измененное, а только через подражание и зеркальную идентификацию. Создается некий вариант игры-судьбы. Есть двойники, которые заняты коррекцией и шлифовкой своего образа-сходства, неплохо на нем зарабатывают и превращают в свой образ жизни. Как 17-летний Виталий Шорников из Нижнего Новгорода, влюбленный в Майкла Джексона и подражающий ему. В интервью (http://m.progorodnn.ru/news/view/81599) он сказал об этом так: «Я увлекаюсь творчеством Майкла Джексона с 10 лет. А как профессиональный двойник живу уже 2 года. Когда первый раз оделся, как Майкл, точно уже не помню. Сейчас постоянно в образе, то есть этот образ и есть я… Мой образ очень сильно повлиял на мою жизнь, я часто стал появляться в телевизионных передачах, в газетах, начал выступать за границей… У меня много поклонниц и фанаток, всем моим знакомым девушкам очень нравится мой образ, хотя в школе раньше все это воспринимали несерьезно… сейчас уже все привыкли и даже гордятся тем, что у них есть друг Майкл Джексон». Как видим – абсолютная фасциногения!
Кому-то повезло в жизни родиться копией знаменитости и он пожинает плоды сходства. Но кому-то не повезло, а стать похожим на кумира страстно хочется. Что ж, возможности современной пластической хирургии столь впечатляющи, что такая устремленность получила шанс воплотиться из мечты в реальность. И какую же степень одержимости жаждой стать чьим-то двойником надо иметь, чтобы лечь под нож хирурга! Двойник Софии Ротару 23-летний парень Дионис Кельм превратил себя в двойника звезды с помощью пластических операций. Дионис работает в ночных клубах, где выступая в образе Ротару, подражая ее голосу и внешности, берет за концерт 1000 долларов. Потратившись на услуги пластических хирургов и став двойником звезды, парень сделал прибыльное вложение в свою внешность, приносящее ему к тому же еще и удовольствие. Фасциногенный образ жизни!
Наконец, как и любой популярный и модный товар, двойник может стать… мошенником, выдавая себя за «звезду». Этим особенно промышляют в эстрадном шоу-бизнесе. Так, по Италии нелегально гастролировала двойник-группа Queen с двойником Фредди Меркьюри. Она дала 500 концертов, пока не была разоблачена.

О КЛАССИФИКАЦИИ ФАСЦИНОГЕНИЙ

Точной классификации зависимостей не существует. Во всяком случае их значительно больше тысячи и постоянно добавляются новые. Поскольку фасциногении выделены мной в особый самостоятельный класс зависимостей, то об их подробной и адекватной классификации пока говорить тем более рано. Тем не менее я предпринял такую попытку и представлю ее в книге «ФАСЦИНОГЕНИИ», которую готовлю к печати и намечаю опубликовать в этом году.
Способность человека выдумывать и фантазировать безгранична и открывающиеся техногенные возможности (тот же Google Glass!) уже дают простор для формирования все новых и новых фасциногенных пристрастий. Именно такие пристрастия, на мой взгляд, выходят в XXI веке на первый план, захватывая в свой чарующий и одурманивающий плен все большее число землян.
Исследование механизмов формирования фасциногений поможет, как мне представляется, не только глубже проникнуть в понимание такого рода увлечений, пристрастий и отклонений в человеческом поведении, но и найти более действенные способы их профилактики и коррекции.
Но... нужна ли, скажем, какая-то коррекция 57-летнему немцу Гарри Сперлу (Harry Sperl), которого прозвали Гамбургерным Гарри за фанатичное увлечение вот уже на протяжении 23 лет фаст-фудами, собравшему огромную коллекцию всего, что связано с этим бутербродом. В коллекции есть значки, фигурки, плакаты, мобильный телефон в виде гамбургера, подносы, часы, ластики, солонки, перечницы и т. д . – 1200 всевозможных фаст-фуд-экспонатов, и он намерен построить даже музей в форме... гамбургера. Он счастлив в своем увлечении!
Веселые и эпатажные, брутальные и экстравагантные, трикстерские фасциногении... Все, кого посетила и застряла в мозге трикстерская фасциногения, живут в известном смысле в раю, обретая и оберегая свое блаженство. Вот только бы оно не отражалось негативно на близких.
Но бывают фасциногении не менее оригинальные, однако веселыми их трудно назвать.
Писатель Джеймс Джойс упивался наслаждением от метеоризма жены: «Мне кажется, что Нора может пукать в любом месте ... Её девичий шум не таков, как влажный ветреный метеоризм, который, по моему мнению, характерен для жирных женщин. Он внезапно сухой и грязный, как нечто, что может сделать молодая девушка... ночью. Я надеюсь, что Нора будет без конца пукать мне в лицо, чтобы я мог чувствовать этот запах». Какова фасциногения?
Был одержим особым творческим пристрастием гениальный Ч. Диккенс. «Какая-то незримая сила влечет меня в морг», – однажды признался он. Речь шла о парижском морге, где на протяжении XIX века на всеобщее обозрение выставлялись неопознанные тела. Диккенс мог проводить там целые дни напролет, захваченный видом трупов утонувших бродяг и прочих никем не востребованных останков. Чувство, которое овладевало им в те моменты, писатель называл «притягательностью отвратительного».
А в какой разряд фасциногенной поглощенности поместить этих гениальных интеллектуальных маньяков-хакеров с их блаженством «взламывания» сайтов, сеющим панику в электронном мире планеты?
И как очаровательны японские отшельники-хихикомори!
Или синглтоны – все увеличивающиеся масштабы затворничества и одиночного образа жизни жителей мегаполисов. У них свое особое блаженство.
Мир фасциногений необозрим...

Литература

1. Брудный А.А., Демильханова А.М. Феномен двойника и «стадия зеркала». // Историческая психология и социология истории. Том 2, № 2 / 2009
2. Войскунcкий, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета. // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1.
3. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика. – М. 1933.
4. Данем Б. Герои и еретики. Политическая история западной мысли. – М.: Прогресс, 1967.
5. Залевский Г. В. Фанатизм как проблема духовного здоровья личности и общества. Ч. 2. Индивидуально-личностные диспозиции фанатизма // Сибирский психологический журнал. 2008. № 28. С. 49-52.
6. Канторович Н. В. Психогении. – Ташкент: Изд-во «Медицина» Узбекской ССР. 1967.
7. Концен П. Фанатизм. Психоанализ этого ужасного явления. – Харьков. Гуманитарный центр. 2011
8. Крафт-Эбинг Р. Половая психопатия. – М.: Республика. 1996.
9. Маркус Г. Несовершенный человек. Случайность эволюции мозга и ее последствия. – ООО «Альпина нон-фикшн», 2011.
10. Мингьюр Йонге Ринпоче. Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему. – М.: «Открытый мир», 2010.
11. Олдз Дж. Выявление подкрепляющих систем головного мозга методом самораздражения. // Механизмы целого мозга. Природа электрических явлений в коре головного мозга. Сб. статей. Перевод с англ. – М.: Изд-во ин. лит., 1963.
12. Рассел Б. Фанатизм и терпимость. Интервью 1959 г. // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Rassel/Fan_Terp.php
13. Рахманова, Анастасия. Двойники. // постоянная ссылка http://dw.de/p/23mq
14. Ренар Жюль. Дневник. – М.: Худ. лит-ра, 1965.
15. Соковнин В. М. Фасцинология. Пролегомены к науке о чарующей, доминантной и устрашающей коммуникации животных и человека. – Екатеринбург. Изд-во Ур. ун-та, 2005.
16. Соковнин В.М. Общение интердиктивное и фасциногенное. – Екатеринбург: АФА. 2011 (электронный вариант): http://www.koob.ru/sokovnin/
17. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. – М.: МЦ «Система» при МК ВЛКСМ, 1989.
18. Шаламов В. Жульническая кровь. – М.: ЭКСМО, 2011.
19. Шкловский Б. Энергия заблуждения. – М.: Сов. писатель, 1981.
20. Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика,1997.
21. Блум, Пол. Наука удовольствия: почему мы любим то, что любим. – М.: ACT: CORPUS, 2014.
22. Прибрам К. Языки мозга. – М.: Прогресс, 1975.


См. также:

Карта сайта

Copyright © 2002-2014 В.Соковнин. Последнее изменение: 18 июня 2014

Сайт управляется системой uCoz